На сессии ВАСХНИЛ 1948 г. понятие эпиморфоза было отвергнуто. Исследования антропосоциогенеза как специфической формы ароморфной эволюции перестали проводиться.
Не получили одобрения и отдельные попытки выяснить значение фактора естественного отбора в антропогенезе, и это направление в исследовании проблем антропогенеза было законсервировано. Однако искусственная приостановка исследовательского поиска не могла быть продолжительной. Так, уже дискуссия, развернувшаяся в 1951 г. на совещании представителей четырех институтов АН СССР — языкознания, археологии, этнографии и истории — показала необходимость комплексного изучения проблем предыстории человека. Было доказано, что на современном уровне научных знаний проблему антропогенеза уже нельзя решить одними традиционными средствами антропологии и археологии, а необходимо систематическое ее исследование на материале общественных и биологических дисциплин.
В эти годы широкое распространение получила концепция «двух скачков», ранее сформулированная Я. Я. Рогинским. Эта концепция нацеливала исследователей на выявление конкретных механизмов взаимосвязи эволюционно-биологических и социальных факторов антропогенеза.
В ходе дискуссии между сторонниками единства или независимого происхождения современных рас (моно- и полицентризм) Рогинским была выдвинута теория «широкого моноцентризма», согласно которой морфологические признаки современных человеческих рас начали формироваться в верхнепалеолитическую эпоху у неоантропа и сложились окончательно значительно позднее. Следует напомнить в этой связи, что в последние годы некоторые советские антропологи, развивая эту теорию с эволюционистских позиций, обосновывают концепцию полицентрического происхождения человеческих рас (см.: Алексеев, 1968, 1978).