Переломный момент в изучении эволюционно-биологических аспектов антропогенеза в нашей стране связан с введением И. И. Шмальгаузеном (1939) понятия «эпиморфоз», составившего эволюционно-биологическую основу для конкретизации идеи Энгельса о специфических закономерностях антропосоциогенеза как «переходного состояния».
По Шмальгаузену, эпиморфная эволюция составила «последний мыслимый этап эволюции» (1939, с. 170), на протяжении которого общие закономерности развития живого специфическим образом проявлялись как факторы человеческой предыстории. В процессе эпиморфной эволюции, на основе преодоления капитального противоречия развития живого между приспособленностью группы к существованию в данных условиях и сохранением ею эволюционной перспективности, завершается вызревание эволюционно-биологических предпосылок высшей, социально организованной формы движения материи. С введением понятия «эпиморфоз» открылась реальная перспектива изучить процесс антропосоциогенеза с одной из еще мало исследованных сторон, а именно, как заключительную фазу эволюции хордовых (Ефимов, 1972). Шмальгаузен выдвинул теоретические положения, существенные для анализа антропосоциогенеза, показал широкие возможности подхода к изучению закономерностей предыстории человечества с эволюционно-биологических позиций.
В 1941 г. В. И. Кремянский сформулировал и обосновал принцип «самоустранения естественного отбора», объясняющий механизм перестройки его действия в антропосоциогенезе. Согласно этому принципу, самоустранение естественного отбора происходит посредством накопления ряда уникальных эволюционных приобретений (развитие способностей к индивидуальному научению, группового объединения внешней деятельности и сложных форм поведения), обеспечивших возникновение трудовой деятельности. Труд как новый фактор эволюции неуклонно сокращал сферу преобразующего действия естественного отбора и обеспечивал сложившимся формам выход за рамки воздействия биологических закономерностей. Возрастание активной независимости организмов способствовало быстрой смене форм поведения адекватно требованиям среды.