Убеждение Ежикова в первичности метаморфоза противоречило общепринятым воззрениям. В эмбриологии господствовало представление о вторичном происхождении личинки и о первичности прямого развития.
П. П. Иванов (1937), разделявший эту точки зрения, объяснял возникновение личинки недостаточностью питательного материала в яйце, вынудившей зародыш покидать яйцо на ранних стадиях эмбриогенеза. Своеобразие онтогенеза насекомых Иванов объяснял специфичной установкой развития, не считая, однако, возможным резко разграничивать при этом понятия полного и неполного превращения.
Согласно А. В. Мартынову (1937), ствол насекомых ответвился от тех членистоногих, которые вели водный образ жизни; именно в этой среде было положено начало образованию личинки. Эволюция насекомых с полным превращением пошла по линии преобразования ранних фаз их онтогенеза в личинку, что в свою очередь обусловило существенные различия в организации и образе жизни личиночных фаз и имаго.
Новая трактовка эволюции онтогенеза в типе членистоногих была предложена М. С. Гиляровым. Исследуя закономерности эволюции членистоногих, Гиляров (1942) пришел к заключению, что причиной дивергентной эволюции онтогенеза могут быть не только условия среды, но разные принципы использования среды организмом. Приспособление насекомых к полету, к обитанию на поверхности почвы определило, по Гилярову (1949), два пути эволюции их онтогенеза: путь эволюции Hemimetdbola — насекомых с неполным превращением, для которого характерны вылупление из яйца хорошо дифференцированного морфологически организма, приспособление молодых стадий и взрослых форм к обитанию в одинаково открытых условиях, и путь эволюции Holometabola, которому присуще приспособление молодых и взрослых стадий к разному образу жизни.
А. Н. Северцов высказал предположение, что членистоногие произошли от аннелид путем ароморфоза. Конкретизируя мысль Северцова, Гиляров предложил рассматривать приспособление насекомых к активному расселению, сопровождающееся прогрессивной дифференциацией и разделением функций между органами, в качестве предпосылки эволюции насекомых по типу ароморфоза, а приспособление к пассивному расселению как предпосылку их эволюции по типу общей дегенерации. Характер расселения и то, на какие именно стадии онтогенеза приходилась эта функция, определяло направление его эволюции. Сложная система коррелятивных связей, черты конвергенции и параллелизма в эволюции онтогенеза насекомых свидетельствуют, по Гилярову, об известной направленности эволюции их онтогенеза.