Шмальгаузен, обсуждая кибернетические вопросы биологии, высказывает, независимо от Догеля, мысли, близкие к идеям последнего.
В работе Шмальгаузена «Основы эволюционного процесса в свете кибернетики» читаем: «Именно увеличение числа сходных элементов, т. е. биологическая полимеризация, обычно лежит в основе прогрессивного развития сложных систем и органов, так как является предпосылкой для возможности дальнейшей дифференциации и интеграции клеточных структур (например, в эволюции глаза и центральной нервной системы, особенно у насекомых и позвоночных). Вместе с тем увеличение числа сходных элементов — простейшее средство для увеличения надежности воспроизведения, для интенсификации функций и расширения связей с внешней средой» (1968б, с. 116).
Боркин, Наумов и Подлипаев (1971), обсуждая вопрос о значении полимеризации и олигомеризации в эволюции систем органов с позиций теории надежности, высказывают мысли о том, что в определенных конкретных условиях среды полимеризация и олигомеризация ведут к повышению надежности, к наиболее эффективному ритму работы. Авторы считают, что процесс эволюции регулируется тенденцией к оптимальности. Последняя может осуществляться различными конкретными путями, поли- или олигомеризацией, а также их чередованием.
Все сказанное выше относительно соотношения полимеризации и олигомеризации в эволюции касалось многоклеточных животных (вероятно, также и многоклеточных растений). Иная картина наблюдается в эволюции одноклеточных организмов — простейших. На эти различия Догель обратил внимание в специальной статье (1929), озаглавленной «Полимеризация как принцип прогрессивного развития простейших». Высказанные в ней мысли подверглись дальнейшему развитию в работах ряда советских протозоологов — его учеников (литературу см.: Полянский, Райков, 1977). В гл. 17 мы уже частично осветили проблему качественного своеобразия эволюции на одноклеточном уровне и поэтому здесь ограничимся только некоторыми основными принципиальными положениями.