Детально развитое Северцовым учение о типах филогенетического преобразования органов могло показаться биологам, работавшим в экспериментальных областях, формальным и искусственным.
Повод к подобным суждениям мог подать и сам Северцов, неоднократно отмечавший, что в основе всего многообразия путей филогенетического преобразования органов лежат немногие общие принципы, а именно принцип интенсификации функций и принцип мультифункциональности органов. Ученый нашел нужным остановиться на соображениях такого рода. «Можно, конечно, поставить вопрос, — писал он, — стоит ли... устанавливать различные типы филогенетического развития органов и не проще ли было бы сказать, что в основе всех филогенетических изменений лежат интенсификация функций и мультифункциональность органов. Мы думаем, что это не так. Задача филогенетика заключается не только в том, чтобы свести все известные ему филогенетические изменения к общим основным принципам, но также и в том, чтобы проследить во всех деталях и объяснить весь путь филогенетических изменений органов. Для этого ему и нужны перечисленные нами типы» (1949, с. 336).
Северцов ясно понимал, что сформулированные им и его предшественниками принципы филогенетического преобразования органов далеко не исчерпывают всего богатства способов перехода. «...Мы никоим образом не думаем, чтобы перечисленными нами типами ограничивалось все разнообразие случаев филогенетического изменения органов; наоборот, весьма вероятно, что дальнейшее углубление и расширение филогенетических исследований откроет нам еще целый ряд новых принципов эволюции. Здесь перед нами лежит новое и широкое поле исследований, изучение которого едва лишь намечается» (там же). Северцов оказался прав. Работа в указанной им области действительно продолжалась, и ныне мы располагаем более широкой классификацией типов филогенетических изменений органов.
Учение Северцова о типах филогенетических преобразований органов получило подтверждение при изучении эволюции беспозвоночных.