А. М. Голдовский (1969) сформулировал закон все более широкого использования наличного биохимического материала организмов в ходе их эволюции, выражающийся в том, что «одни и те же ферментные системы...
так же, как и вещества отдельных групп, могут использоваться: на разных этапах эволюции для участия в самых разнообразных функциях».
Важнейшим критерием прогрессивной эволюции выступает сложность организации. По мнению Шмальгаузена, ароморфоз представляет собой в сущности дифференцировки, поднимающие организацию на новую ступень (1939, с. 164). В эволюции Protozoa ароморфный характер имели полимеризация цитоплазматических органоидов, но, особенно, дифференцировка ядерного генома на макронуклеус и микронуклеус и полиплоидизация хромосомного аппарата (макронуклеуса) у инфузорий и многих фораминифер (Догель, 1929; Полянский, 1971; Полянский, Райков, 1977), Усложнение ядерного аппарата характеризует качественное своеобразие-прогрессивной эволюции простейших.
Усложнение путем полимеризации и дифференциации организмов никогда не выступает изолированно. Большинство биологов, начиная с Бронна и Мильн-Эдвардса, подчеркивали значение прогрессивной интеграции организмов (Шмальгаузен, 1939; Беклемишев, 1964а, и др.).
В качестве важнейшего пути (или способа) прогрессивной интеграции организмов выступает олигомеризация, или уменьшение числа гомологичных органов благодаря процессам централизации и дифференциации (Догель, 1954). По мнению Догеля, олигомеризация как уменьшение числа однородных частей представляет собой ряд шагов прогрессивной интеграции организмов. Олигомеризация путем редукции части гомологов, слияние однозначных элементов в единое целое и выпадения части одинаковых органов из-за изменения прежней функции суть характерная черта прогрессивной эволюции многоклеточных организмов.