pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Специализация ограничивает эволюционные возможности группы

Специализация ограничивает эволюционные возможности группы

 

Полемизируя с широко принятым мнением, согласно которому специализация ограничивает эволюционные возможности группы, Воробьева с успехом защитила взгляд, по которому движению группы по пути эволюционного прогресса при условии коренной смены среды нередко предшествовало среди позвоночных состояние узкой специализации.

С узкоспециализированными мелководно-придонными кистеперыми рыбами она и связала происхождение первых наземных позвоночных. Об обогащении стратегии филогенетических исследований свидетельствует работа И. М. Медведевой (1975), посвященная органу обоняния амфибий и его филогенетическому значению. Сравнительно-анатомический, сравнительно-эмбриологический и палеонтологический подходы успешно сочетались с экспериментально-эмбриологическим, что позволило восстановить исходное строение органа обоняния предков наземных позвоночных и процесс его преобразования в ходе эволюции от водной к наземной жизни.

Преемственность в эволюции коррелятивных систем черепа у предков наземных позвоночных — кистеперых рыб и современных низших тетрапод была убедительно прослежена Н. С. Лебедкиной (1979).

Исследования в области эволюционной морфологии в течение последних десятилетий показывают, что учение Северцова отражает не только специфические закономерности морфологической эволюции позвоночных. Для судеб этого учения особое значение имеют работы В. А. Догеля и Ю. Й. Полянского, в которых было показано, что макроэволюция простейших обнаруживает качественно-своеобразные морфофизиологические закономерности по сравнению с макроэволюцией многоклеточных (см. гл. 17 и 24).

В начале 50-х годов была сделана успешная попытка распространить учение Северцова о главных направлениях эволюции на эволюцию растений. Развив на ботаническом материале учение о путях приспособительной эволюции, А. Л. Тахтаджян (1951) выделил в эволюции растений общий прогресс (арогенез), частные приспособления (идиоадаптации), узкие приспособления (специализацию) и общий регресс (дегенерацию). Показав приложимость учения Северцова об ароморфозе к растениям, А. И. Толмачев (1951) нашел при этом, что ароморфоз у растений проявляется отчасти по-иному, чем у животных, и нередко осуществляется в форме ценогенетических изменений. В последнее время проблема ароморфоза и идиоадаптации у растений рассмотрена Э. С. Терехиным (1977) и А. П. Хохряковым (1981).