Учение о главных направлениях эволюции является отражением определенного круга процессов, совершающихся в природе.
Оно не должно рассматриваться как исчерпывающая концепция прогресса, так как отражает лишь одну из сторон прогрессивной эволюции органического мира — морфологические закономерности эволюции. Это обстоятельство не уменьшает, однако, большого исторического значения теории ароморфоза, всего учения Северцова. В результате создания учения о главных направлениях эволюции проблема прогресса стала доступной целенаправленному изучению на основе эмпирических данных. В начале XX в., когда Северцов и его школа приступили к изучению прогресса, ни физиология, ни генетика еще не были подготовлены к такому же систематическому, целеустремленному исследованию путей и закономерностей органической эволюции.
Сам Северцов отнюдь не сводил проблему прогресса к морфологическим изменениям. Уже в первых своих работах о прогрессе он, выделив основные стороны этого процесса, одновременно отметил целостный характер прогрессивной эволюции и вытекающую отсюда необходимость увязывать морфологическую, биологическую и физиологическую стороны прогресса.
Учение о главных направлениях эволюционного процесса оставило без ответа некоторые сложные вопросы, в частности причины вступления данной формы в одних случаях на путь ароморфоза, в других — на путь идиоадаптации. На это обратил внимание сам Северцов. Тем не менее учение Северцова оказало на биологию глубокое влияние. Усилилось изучение путей и закономерностей эволюции. В исследование прогресса органического мира были вовлечены различные отрасли биологии — сравнительная анатомия беспозвоночных, ботаника, гистология, физиология, экология, биохимия. Это учение стимулировало развитие эволюционной морфологии, послужив основой для объединения эволюционно-морфологических теорий в единую концепцию — морфобиологическую теорию эволюции. Теория филэмбриогенеза, изучение способов филогенетических изменений органов, теория редукции, учение о корреляции и о главных направлениях эволюции были объединены в логически стройную концепцию. Этот синтез позволил вскрыть новые закономерности морфологической эволюции.
В XX в. дарвинизм испытал известные преобразования благодаря обогащению его достижениями генетики и экологии. Новейший эволюционный синтез в области теории эволюции осуществлялся по нескольким направлениям. Решающее значение имел синтез теории естественного отбора с генетикой, начало которому было положено в 1926 г. С. С. Четвериковым. В дальнейшем теория эволюции развивалась в нескольких направлениях. Одна линия развития привела к синтезу дарвинизма, генетики и новейших достижений систематики и палеонтологии. Другая линия развития привела к синтезу дарвинизма, генетики, экологии и экспериментальной эмбриологии на основе морфологической теории эволюции Северцова. Этот синтез был осуществлен одним из ближайших учеников Северцова И. И. Шмальгаузеном.