Особый тип «экологических рас», названных им «озимыми» и «яровыми», был описан у рыб Бергом (1934).
Для этих рас характерно различие в сроках захода в реки и в сроках нереста; фактически такие расы представляют репродуктивно изолированные сообщества. Существование аналогичных форм у высших растений широко известно и рассматривается концепцией «сезонных рас» Веттштейна—Цингера (Ростова, 1967). Обнаружение сходного типа внутривидовой дифференциации у животных важно для понимания принципиально возможных путей образования внутривидовых форм.
Промптов (1934б) описал несколько этапов внутривидовой дивергенции у зяблика (Fringilla coelebs). Он выявил расы, различающиеся по особенностям весенней песни, с четко очерченным ареалом у каждой расы. В условиях Подмосковья зяблики занимают две различные гнездовые стации, причем птицы, гнездящиеся в разных стациях, по-разному располагают гнезда и используют в строительстве разный материал и т. д. Свою научную деятельность Промптов начинал как генетик-дрозофилист, ученик Четверикова, что оказало решающее влияние на характер его дальнейших орнитологических исследований, отличающихся глубоким генетико-эволюционным подходом к проблемам, связанным со структурой вида у птиц и факторами внутривидовой эволюции. В частности, он детально разобрал вопросы о роли миграции и изоляции в процессах внутривидовой дифференциации у птиц и об экологических механизмах дивергенции (Промптов, 1934а, 1934б, 1936).
Рассматривая вопросы эволюции орнитофаун, много примеров экологической дифференциации вида у птиц приводил В. В. Станчинский (1927г и др.). У видов с обширным ареалом, захватывающим различные климатические зоны, обнаруживаются различия по срокам прилета, кладок и т. д. у особей из разных местностей. В качестве особых «экологических подвидов» он предлагал выделять приспособившиеся к обитанию вблизи человека формы воробья Passer montanus montanus и голубя Columba livia f. domestica; формы некоторых куликов, соколов и других птиц, занимающих в разных частях ареала существенно различные стации. В своих эволюционных обобщениях Станчинский пытался примирить дарвинизм с ламаркизмом, но фактически стоял на позициях последнего. Он категорически отрицал адаптивность подвидовых различий, связывая их возникновение с процессом геноморфоза — особого типа групповой наследственной изменчивости, обусловленной воздействием физико-географических условий.