В настоящее время понятие морфобиологических групп стало все шире входить в практику популяционных исследований (Киселева, 1961, 1963; Корчагин, 1964; Мамаев, 1965, 1972; Заугольнова и др., 1976; Мухина, 1979).
К сожалению, приходится констатировать, что в современной зарубежной литературе при обсуждении вопроса о структуре популяции ни экоэлемент как элементарная эколого-генетическая единица, пи другие внутрипопуляционные группы, выявленные к настоящему времени, не рассматриваются. Так, в книге В. Гранта «Эволюция организмов» (1980) в разделе, посвященном структуре популяции, эти единицы даже не упоминаются. В качестве главных компонентов, из которых слагается структура вида, Грант называет пространственную конфигурацию (большие непрерывные популяции, мелкие колониальные популяции, линейные популяции), системы размножения и скорости миграции.
Изучение феноформ и морфобиологических групп, которые являются строго симпатрическими внутрипопуляциопными группами, а также наблюдение за их динамикой в природе и эксперименте позволили более обоснованно подойти к решению вопроса о возможности симпатрического видообразования. Было показано, что оно может осуществляться путем нарастания временной или хроноэкологической изоляции между внутрипопуляционными группами благодаря постепенному обособлению крайних феноформ, преобразования их в сезонные paсы и в молодые виды.
Если популяция включает ряд феноформ, различающихся друг от друга по средним срокам размножения, то каждая из них лишь отчасти является самовоспроизводящейся единицей, так как скрещивается с более ранними и более поздними формами. Между крайними феноформами обмен генетическим материалом осуществляется только через ряд форм-посредников. Элиминация близких форм или отбор на нескрещиваемость одной феноформы с другими приводят к тому, что из структурного компонента единой популяции одна из оставшихся форм становится самостоятельной биологической единицей — сезонной расой. При расселении она может стать географической расой (Завадский, 1968, с. 330—331).