Благодаря применению методов экспериментальной генетики (путем гибридизации и изучения расщепления признаков, путем инцухта и разведения изолированных семей, чистых линий и т. п.) вид был разложен на массу мелких, константно различающихся между собой форм.
Экспериментально-генетический анализ дал точные доказательства того, что виды сложны по своему составу. Однако выделяемые при таком анализе отдельные биотипы или формы, различающиеся по одному константному признаку, не рассматривались с точки зрения способности их к самостоятельному существованию и воспроизведению в природной обстановке. В действительности эти формы были лишь зависимыми компонентами популяций, не проверенными отбором на жизнеспособность и конкурентоспособность.
Изучение популяционной структуры вида стало возможным после широкого применения экспериментальных методик в сочетании со сравнительным изучением видов в природной обстановке. Такой синтез берет начало от направления в систематике высших растений, основанного в начале 20-х годов шведским ботаником Г. Турессоном и названного им генэкологией.
В истории изучения проблемы структуры вида растений советскими учеными можно выделить два этапа. Первый охватывал время с начала 20-х до середины 30-х годов. Он характеризовался утверждением, что вид имеет полиморфную природу, является системой и включает известное число единиц различного объема и таксономического достоинства. Этот этап включал несколько направлений исследований. Центральным было экспериментально-экологическое направление в микросистематике, связанное с генэкологическими исследованиями М. А. Розановой, Е. Н. Синской и их сотрудников.
Теоретическое обоснование Н. И. Вавиловым дифференциального ботанико-географического метода и введение его в практику изучения исходного материала для селекции, разностороннее изучение внутривидового разнообразия огромного количества видов и разработка на этой основе представления о видах как «целостных комплексах-системах» (политипическая концепция) составили содержание другого направления в изучении внутренней организации вида. Особое направление развивалось в работах по прикладной ботанике при изучении состава местных сортов сельскохозяйственных растений.
Второй этап (середина 30-х—70-е годы) связан с изучением структуры популяции как основной естественной единицы существования, приспособления, воспроизведения и эволюции вида. Выявлялись и изучались внутривидовые группы, входящие в состав популяции. Это время характеризуется обширными комплексными исследованиями пространственной и временной дифференциации растительных популяций и разработкой основанных на этих исследованиях экологических закономерностей строения популяций.