Исходя из выделенных им призпаков вида, Завадский дал более развернутое определение:
«Вид — одна из основных форм существования жизни, особый надиндивидуальный уровень организации живого; будучи статистически детерминированной системой и полем деятельности естественного отбора, вид обладает как возможностью длительного самовоспроизведения и существования в течение неопределенного времени, так и способностью к самостоятельному эволюционному развитию, он является носителем и основной единицей эволюционного процесса. Вид внутренне противоречив: как результат эволюции он выступает в относительно стабильном состоянии, качественно определенен, целостен, приспособлен к данной среде, устойчив, обособлен от других групп (дискретен), а как узловой пункт и активный носитель эволюции — менее определенен, имеет составной характер, неустойчив, лабилен, обладает расплывающимися границами» (1968, с. 210).
Поиски объективного видового критерия для установления родственных отношений между организмами направили внимание на признаки биохимической специфики вида и вызвали попытки найти абсолютный критерий вида в биохимических признаках, а затем и в молекулярно-генетических особенностях.
Проблема взаимосвязи биохимического состава организмов с их эволюцией, с систематическим положением и филогенетическими связями давно привлекала внимание как систематиков, так и биохимиков. Решение этого вопроса, считали многие, могло бы дать в руки биологов «мощный объективный критерий, который позволял бы при помощи химических и биохимических исследований вскрывать родственные отношения между организмами и пути эволюции отдельных видов» (Белозерский, 1961, с. 11).
Из советских ученых первыми поставили вопрос о возможной таксономической ценности химических веществ А. В. Благовещенский (1925) и С. JI. Иванов (1926). В 1939 г. Благовещенский писал, что для вида (его сохранения и прогрессивного развития) имеют значение процессы обмена, взятые в своей совокупности, а не отдельные вещества, поскольку последние, хотя и могут указывать на родство отдельных форм и применяться для целей систематики, но они не имеют принципиального отличия от чисто морфологических признаков. Основной чертой вида является тип обмена веществ. Специфичность же обмена веществ обеспечивается присутствием в той или иной таксономической группе определенных белков (ферментов).
Видовая специфичность различных ферментов изучалась самим Благовещенским и была обнаружена им и его сотрудниками еще в 20-х годах для протеолитических ферментов, инвертина и др. (Благовещенский, 1939). В качестве одного из биохимических критериев в систематике Благовещенский (1950, 1966) использовал алкалоиды, а также такие биохимические показатели, как «качество ферментов». С этой же целью другими авторами изучались так называемые вторичные вещества (жиры, пигменты, эфирные масла) (С. Л. Иванов, 1926; Голдовский, 1960, и др.). Позже в качестве абсолютных критериев вида были предложены мономорфные инвариантные белки, которые не обнаруживают изменчивости у популяций данного вида, но различны у разных видов (Алтухов, Рычков, 1972; Алтухов, 1974).