Вид как результат эволюционного процесса

Вид как результат эволюционного процесса

 

Впоследствии Комаров (1940) счел это свое прежнее определение неправильным прежде всего из-за того, что в нем отсутствовали важные элементы, характеризующие вид как результат эволюционного процесса, и к тому же он пришел к заключению, что слово «система», которое фигурировало в «камчатском афоризме» — это абстракция.

«Если считать вид системой, — писал он, — то, конечно, это не морфолого-биогеографическая система (Комаров, 1927) и не морфофизиологическая (Вавилов, 1931), а система поколений, происходящих от общего предка» (1940, с. 209). Здесь если и допускается понимание вида как системы, то очень узко, только в смысле цепи поколений.

В монографии 1940 г. «Учение о виде у растений» прогрессивную формулировку вида как племенной общности, принятой в более ранних работах, Комаров заменил менее точной, в которой вид назывался организмом. Отбрасывая слово «система» из характеристики вида, Комаров пытается определить вид как результат эволюционного процесса: «Вид есть совокупность поколений, происходящих от общего предка и под влиянием среды и борьбы за существование обособленных отбором от остального мира живых существ; вместе с тем вид есть определенный этап в процессе эволюции» (1940, с. 212). Анализируя это определение вида, к которому в конце концов пришел Комаров, более поздние авторы (Розанова, 1946; Тахтаджян, 1955) отмечали, что оно слишком широко и не содержит в себе ни одного существенного признака вида (в том числе и указания па определенный географический ареал), по своей широте оно применимо к любым таксонам.

Отказ Комарова от определения вида как «морфологической системы» в известной мере был связан с тем, что он не разделял трактовку вида Н. И. Вавиловым, и потому, вероятно, решил вовсе изъять из определения вида слово «система», хотя и понимал ее иначе, чем Вавилов. Вавилов обосновал положение, что вид не мономорфен (как пытался показать Комаров), а представляет собой сложную систему внутривидовых форм. К такому пониманию вида он пришел в процессе эколого-географических и генетических исследований большого числа культурных растений и близких к ним диких видов.