В экспериментальных исследованиях Сукачева (1935а, 1941, 1956), А. П. Шенникова (1939),Завадского (1954, 1957) и др. было показано, что объектами внутривидовой и межвидовой конкуренции растений служат свет, минеральное питание и вода, а также место произрастания, а ее интенсивность определяется адаптивными особенностями вида, плотностью насаждения, богатством и увлажненностью почв.
Были попытки описать своеобразие структуры вида у различных крупных таксономических единиц —у низших водорослей и у высших растений (например, В. Полянский, 1956; Завадский, 1961).
Однако ботаниками еще не начаты систематические экспериментальные исследования, в которых была бы поставлена специальная цель — определить своеобразие движущих сил эволюции в целом применительно к растительной организации. Примерно так же обстоит дело и с изучением своеобразия движущих сил эволюции у других крупных таксонов (вирусов, бактерий, грибов и т. д.). Добытые факты еще ждут своего обобщения в плане построения частных теорий эволюции.
В заключение следует отметить, что в настоящее время проблема эволюции факторов и движущих сил эволюции разработана слабо.
Она представляет собою скорее совокупность заявок и постановок вопроса в отдельных отраслях эволюционной биологии, чем стройную систему теоретически обработанных фактов и обобщений. Вместе с тем вся совокупность современных эволюционно-биологических знаний свидетельствует о необходимости изучения «эволюции эволюции». Основные направления разработки данной проблемы напечены в трудах советских эволюционистов. Она должна осуществляться путем создания частных теорий эволюции, исследования проблем эволюционно-биологических формаций и изучения особенностей действия движущих сил эволюции в каждой из них, моделирования процессов изменений интенсивности и форм действия общих факторов и закономерностей эволюции на протяжении всей истории жизни. Важность проблемы «эволюция эволюции» была отмечена в последних обобщающих работах по теории эволюции (Яблоков, Юсуфов, 1976; Dobzhansky et та1., 1977; Dzwillo, 1978; Константинов, 1979).