Интенсивность действия отдельных факторов эволюции

Интенсивность действия отдельных факторов эволюции

 

Естественно, что пока усилия сторонников дарвинизма сосредоточивались на доказательстве самого факта существования естественного отбора, на анализе его наиболее универсальных функций, задача изучения особенностей действия отбора у разных таксонов, в различных экологических условиях и тем более в разные геологические периоды отходила на второй план.

Вместе с тем в результате эволюционных исследований над различными организмами постепенно накапливались данные об изменениях интенсивности действия отдельных факторов эволюции и о существенных различиях в их взаимодействиях в процессах видообразования. Все это побуждало биологов к обсуждению проблемы эволюции факторов и закономерностей эволюции. Можно выделить три направления в ее решении.

1.    Некоторые эволюционисты видели это решение в объединении механоламаркистских и дарвиновских принципов. По существу, повторяя ошибку Опенсера, они полагали, что естественный отбор и прямое приспособление являются объективными законами эволюции, но каждый из них действует на различных ее этапах и у различных таксонов. Это направление получило довольно широкое развитие в нашей стране в период острых дискуссий между сторонниками дарвинизма и механоламаркизма в 20—30-е годы. Эклектически соединяя принципы ламаркизма с дарвинизмом, сторонники этого направления (Дучинский, 1928; П. Серебровский, 1934; Машталер, 1938, 1940) выдавали подобные попытки за конкретное применение закона единства противоположностей. Их работы страдали ошибочностью большинства теоретических положений, произвольностью в подборе и истолковании фактического материала. Немало в них было фактических ошибок и декларативных положений (см. подробнее: Завадский, Колчинский, 1977). Они сыграли скорее отрицательную, чем положительную роль в разработке рассматриваемой проблемы, дискредитируя саму идею об изменяемости факторов и закономерностей эволюции. Мы не будем останавливаться на этих работах подробнее.

2.    Для второго направления в решении проблемы «эволюции эволюции» характерно стремление объединить элементы сальтационизма и селекционизма. Принималось, что макромутации и естественный отбор действовали на различных этапах эволюции. Подобные взгляды были высказаны в работах Р. Маттея (Matthey, 1954) и Дж. Броу (Brough, 1958). Однако они не получили поддержки у советских биологов.

3.    В рамках третьего направления эта проблема разрабатывалась с позиций последовательного дарвинизма, т. е. естественный отбор признавался главным законом эволюции, действующим на всех этапах исторического развития живого и у всех организмов. При этом одна часть исследователей основное внимание уделяла эволюции генетических факторов. Этот подход получил свое развитие с 30-х годов, т. е. в период интенсивных популяционно-генетических исследований, в работах советских и зарубежных генетиков С. М. Гершензона, Н. П. Дубинина, А. А. Малиновского, Ю. М. Оленова, К. Дарлингтона, М. Демереца, Ф. Добржанского, А. Стертеванта, А. Шелла. Другие ученые также решали эту проблему с позиций последовательного дарвинизма, но смотрели на нее шире, ставя вопрос об изменениях самых общих законов органической эволюции — естественного отбора и борьбы за существование — в результате преобразования отдельных факторов эволюции и способов взаимодействия между ними. Этот подход стал формироваться в период создания синтетической теории эволюции. Его сторонниками были преимущественно советские ученые — В. И. Кремянский, С. А. Северцов, А. А. Парамонов, С. С. Шварц, И. И. Шмальгаузен, Г. А. Шмидт. Среди зарубежных ученых такой позиции придерживались Дж. Гекели, Э. Майр, Б. Ренш и др. И наконец, ряд авторов считали необходимым создание частных теорий эволюции, изучавших особенности действия общих факторов и законов, эволюции у прокариотов, простейших, высших растений и т. д. В наше» стране особенно значимые успехи ® формировании частных теорий эволюции достигнуты в протистологии (В. А. Догель, Ю. И. Полянский, И. Б. Райков и др.). Немало материалов для создания такой теории накоплено уже и в ботанике.

Рассмотрим подробнее работы, выполненные в рамках третьего направления.