В дальнейшем идея об историческом характере факторов и закономерностей эволюции высказывалась Г. Спенсером (Spencer, 1864), который решение проблемы «эволюции эволюции» искал на путях эклектического сочетания дарвиновского учения о естественном отборе с идеями «прямого уравновешивания» и «наследования приобретаемых признаков».
Спенсер считал, что в ходе прогрессивной эволюции качественно изменялись функции естественного отбора: он постепенно переставал быть движущей силой эволюции и превращался в элиминирующий механизм (консервативный фактор), основная роль которого сводилась к поддержанию общей жизнеспособности организмов путем устранения нежизнеспособных особей. Творческая же роль постепенно полностью перешла к наследованию приобретенных признаков. Эта попытка связать ценную мысль об эволюции самих факторов и законов эволюции с ошибочными идеями механоламаркизма обесценила научную значимость гипотезы Спенсера.
Столь же неудачными оказались многочисленные попытки решения данной проблемы с позиций неокатастрофизма, постулирующего представления о внезапных фронтальных заменах ранее действующих факторов и движущих сил эволюции принципиально иными (Siiess, 1863; Соболев, 1924; Schindewolf, 1950, и др.). В работах сторонников неокатастрофизма исторический процесс рассматривался как смена периодов постепенных эволюционных преобразований пароксизмами, после которых открывается новый этап постепенного преобразования органических форм на основе новых законов. Подобная трактовка каузальных основ эволюции нарушала принципы преемственности и единства прерывистости и непрерывности развития и закрывала путь к познанию движущих сил эволюции, действовавших в геологическом прошлом. Ее авторы стремились отказаться от актуалистического метода, открывая тем самым простор для разнообразных спекулятивных построений.
В целом же высказанная еще в прошлом веке плодотворная идея о постепенном изменении в процессе эволюции ее собственных факторов и закономерностей долгое время оставалась вне поля зрения биологов. Это объясняется, видимо, прежде всего состоянием эволюционной теории, главная задача которой до недавнего времени заключалась в теоретической разработке представлений об общих законах развития живой природы.