Нет сомнения, что открытое Селье явление стресса как неспецифического напряжения организма носит адаптационный характер.
Недлительное состояние стресса или кратковременные, но сверхсильные раздражители приводят не просто к напряжению, которое в сущности является нормой самой жизни, но к перенапряжению, под влиянием которого развиваются многообразные формы патологии, иногда ведущие к гибели организма. Проблеме физиологии стресса и механизмам его осуществления посвящена огромная литература. Однако до сих пор еще мало известно о генетической основе реакций на психоэмоциональный стресс, о генетической детерминированности стрессируемости или стрессоустойчивости организмов. Между тем этот вопрос чрезвычайно важен для понимания роли стресса в определении векторов отбора и в эволюционном процессе. Таким образом, концепция дестабилизирующего отбора поставила новую научную проблему — проблему эволюционной роли стресса и генетических основ стрессоустойчивости животных.
Исследования по этой проблеме, проведенные на модельных популяциях мышей и крыс, вскрыли новые факты. Наиболее существенным и новым было установление того факта, что стрессирующие воздействия могут выступать в роли фактора, усиливающего проявление генетического разнообразия в популяции по ряду признаков, и, следовательно, способствовать ускорению эволюционных преобразований и эволюционной дивергенции популяций. Этот вывод был получен при сравнении результатов генетического анализа признаков стрессоустойчивости на двух совершенно идентичных по генетическому составу популяциях мышей, одна из которых подвергалась длительному действию психоэмоционального стресса, а другая содержалась в свободных от стресса условиях. В контрольной популяции мышей всего 7% фенотипического разнообразия по относительному весу надпочечников было обусловлено генетической изменчивостью.
В стрессируемой популяции этот показатель достигает 29%. Доля генетической варианты в фенотипической дисперсии по уровню 11-оксикортикостероидов в крови возрастала в условиях стресса в шесть раз. Аналогичные результаты были получены для ряда других признаков популяции крыс (Бородин и др., 1976; Шюлер и др., 1976; Беляев и др., 1977; Маркель, Бородин, 1978). Это говорит о важной роли стресса как фактора, вскрывающего генотипическое разнообразие популяции животных. Есть основания предполагать, что стресс может способствовать увеличению генотипического разнообразия популяции, не только приводя к выявлению скрытой генетической вариации, но и оказывая прямое воздействие на генетический материал.