Первое, что необходимо было исследовать при проверке предложенной гипотезы — выявить наличие генетически детерминированного полиморфизма по характеру оборонительного поведения животных в их контакте с человеком и связь поведения с воспроизводительной функцией.
Специальное исследование, проведенное нами (Беляев, Трут, 1964а), на первых этапах работы показало, что в популяциях лисиц, разводимых на фермах экспериментального хозяйства Сибирского отделения АН СССР и не подвергавшихся специальной селекции по поведению, поддерживается определенный полиморфизм в отношении этого признака. У 30% лис было резко выраженное агрессивное отношение к человеку, 20% —трусливое, 40% — агрессивно-трусливое и лишь около 10% обнаруживало спокойноисследовательскую реакцию, не проявляя к человеку ни злобности, ни трусливости.
Характер оборонительного по отношению к человеку поведения формируется в течение первых 2—2.5 мес жизни и сохраняется у подавляющего большинства животных как устойчивый признак особи. Выяснилось, что разнообразие оборонительного поведения имеет наследственную основу, благодаря этому возможна эффективная селекция по тому или иному характеру поведения. Была обнаружена фенотипическая и генетическая корреляция между характером оборонительного поведения самок и временем их воспроизводительной активности в пределах сезона размножения (Беляев, Трут, 1964б).
У самок с относительно спокойным поведением явления активации воспроизводительной функции и спаривания осуществлялись в пределах сезона размножения (конец января—конец марта), раньше, чем у самок других типов поведения. Предполагалось, что благодаря этой корреляции селекция на усиление спокойного поведения может сдвинуть время размножения селекционируемых животных за границу сезона и, возможно, сформировать способность к двукратному размножению, т. е. диэстричность.