Более 25 лет тому назад мною была сформулирована гипотеза, что возможным механизмом реорганизации системы сезонного воспроизведения животных при доместикации послужил отбор животных на доместикационный тип поведения.
Животные, поведение которых не допускало их сосуществования с человеком, прямые контакты с ним, жизнь и размножение в контролируемых человеком условиях (например, агрессивные животные или в такой степени стрессируемые, что подавлялась их воспроизводительная функция), устранялись человеком. Следовательно, предполагалось, что в популяциях предков домашних форм еще на первых этапах их доместикации существовало наследственно-детерминированное разнообразие (полиморфизм) по характеру поведения. Опираясь на этот полиморфизм, проявляющийся у животного в форме оборонительного поведения при контакте его с человеком, наш предок периода неолита осуществлял бессознательный отбор животных по их доместикационному поведению.
Предполагалось также, что такая селекция не могла не затронуть функционального состояния гипоталамо-гипофизарного аппарата, регулирующего воспроизводительную функцию. Основанием для такого предположения служили данные о подконтрольности оптико-вегетативной системы млекопитающих высшим отделам мозга, в частности коре. Такие взгляды развивались в отечественной литературе, в особенности Г. И. Маркеловым (1945, 1949).
Сформулированная гипотеза была изложена мною в ряде докладов, сделанных в Московском обществе испытателей пророды, в Институте пушного звероводства и т. д., но из-за отсутствия фактических данных она длительное время не публиковалась. Однако в 1954 г. Г. И. Азимов по поводу этой гипотезы писал: «Нужно полагать, что домашние животные потеряли строгую сезонность размножения не только благодаря условиям кормления, но главным образом в связи с изменением их высшей нервной деятельности в процессе приручения (Беляев)» (с. 328).