Ценность популяционно-морфологического подхода к изучению скоростей и направлений действия естественного отбора была показана К. Л. Паавером (см.: 1965, 1976) на основе изучения голоценовых субфоссильных популяций млекопитающих (барсук, бобр, лось) Прибалтики.
На большом серийном материале ископаемых и ныне живущих популяций путем изучения множества остеометрических и краниологических признаков в ряде случаев удалось установить длительное и векторизированное давление естественного отбора, приводящего к возникновению подвидов. Взаимодействие нормализирующего и ведущего отбора п изменение их удельного веса в различные периоды времени вело к формированию специфических популяций в данной местности (Паавер, 1976).
В 60—70-е годы были продолжены исследования генетического полиморфизма популяций на самых различных объектах. Так, в результате изучения фенооблика многих природных популяций видов насекомых из разных отрядов (жуки, бабочки, перепончатокрылые) Ю. И. Новоженов (1980) показал, что типичной является ситуация, когда в популяции присутствует множество форм, сближающих по проявлению дискретную изменчивость с непрерывной. Благодаря этому не только имеется огромный материал для действия естественного отбора, но он легко доступен, поскольку имеющиеся в популяции мутации находятся в доминантном состоянии.
Новые возможности в изучении естественного отбора в природе намечаются в связи с развитием фенетики, методы которой позволяют по изменению одного или нескольких дискретных признаков улавливать генотипические преобразования популяций (Тимофеев-Ресовский, Яблоков, 1973; Яблоков, 1980). Развитие фенетических исследований даст возможность включить в изучение естественного отбора практически неограниченное число объектов.