Роль хищных птиц в качестве биотических факторов отбора в, природных популяциях мелких грызунов и эволюционные последствия этого процесса изучались С. С. Фолитареком (1948). Он установил, что канюки (Buteo buteo buteo) ловят, как правило, взрослых полевок и преимущественно беременных самок.
Среди водяных крыс, пойманных канюками, преобладали молодые особи, не принимавшие участия в размножении. Такой различной направленностью возрастной элиминации, но мнению Фолитарека, можно объяснить ряд морфофизиологических особенностей изучаемых видов грызунов. Для полевок характерно размножение в раннем возрасте, кроме того, хищники уничтожают преимущественно самок, достигших определенного веса и размеров. В этой связи становится понятным, почему у полевок вес самок на 25% меньше веса самцов и при этом увеличилась продолжительность их жизни и плодовитость. Это позволило обыкновенной полевке значительно ослабить давление хищников на наиболее важную и уязвимую воспроизводительную часть популяции. Исследования Фолитарека показали, как в природе разнонаправленные давления естественного отбора привели к принципиально различным морфофизиологическим адаптациям, как это и предсказывал Шмальгаузен (1939).
Взаимосвязь абиотических факторов естественного отбора с глубокой внутривидовой дифференциацией была явно видна в работе Н. В. Дубовского (1941) с Ostracoda. Так, у пресноводного рачка Cypria curvifurcata наблюдаются морфологические различия между популяциями, населяющими участки рек с более сильным течением и менее заиленным дном и популяциями на участках рек с более заиленным дном и слабым течением. У особей, обитающих на последних участках, были более длинные конечности и их придатки. Дубовский предположил, что наблюдаемые различия являются приспособлениями к разным условиям передвижения локальных форм Cypria curvifurcata.
Приспособительный характер межпопуляционных различий и роль естественного отбора в их создании были доказаны в опытах Дубовского по смываемости рачков сильным течением воды в искусственных условиях. Биометрическими методами было показано наличие между смытыми и несмытыми формами статистически вполне достоверных различий по 12 признакам. Смытые формы по всем признакам более сходны с формами, заселяющими участки рек со слабым течением воды, а несмытые — с формами, собранными на участках с более сильным течением. Таким образом, опыт Дубовского сделал наиболее вероятным объяснение происхождения локальных форм пресноводных рачков путем естественного отбора.