Изучение дестабилизирующего отбора в природе

Изучение дестабилизирующего отбора в природе

 

Хорошо известно, что селекционная практика была важнейшим источником формирования дарвиновской теории естественного отбора и долгое время служила единственной моделью, доказывающей ее справедливость.

Но после развития методов изучения естественного отбора в природных и экспериментальных условиях данные по селекции и доместикации преждевременно перестали фигурировать в монографиях но эволюционной теории. Возможно, лучшим доказательством того, что селекционная практика, базирующаяся на достижениях многих отраслей современной биологии и теории стабилизирующего отбора, способна фундаментально обогащать современную эволюционную теорию, служат работы Д. К. Беляева с сотрудниками (Беляев, 1972, 1974, 1979; подробнее см. гл. 16) по доместикации и селекции пушных зверей (норки, лисицы), приведшие к формированию концепции дестабилизирующего отбора.

Хотя еще предстоит работа по изучению дестабилизирующего отбора в природе, уже сейчас ясно видна большая познавательная ценность этой концепции. Все больше крупнейших псследователей-эволюционистов приходят к выводу, что без изучения роли поведения в эволюции трудно понять формирование крупных эволюционных новшеств и ускорение темпов эволюции в сравнительно коротких интервалах геологического времени (Мауг, 1974). Именно поведение животных находится в контакте со средой и чутко реагирует на изменение вектора естественного отбора. А огромные последствия, которые вытекают при изменении генетических программ поведения, исследования Беляева доказывают убедительно. Концепция дестабилизирующего отбора Беляева еще более укрепляет и развивает современный дарвинизм. Даже резкие изменения хода онтогенеза и последующее закрепление пового пути развития хорошо объясняются малыми мутациями и разными эффектами отбора.

В целом же экспериментальные исследования по стабилизирующему и дестабилизирующему отборам коренным образом улучшили понимание универсальной роли естественного отбора в эволюции. Эксперимент позволил вплотную подойти к моделированию проблем макроэволюции. Идея о макромутациях, системных мутациях становится ненужной. Малые мутации в соединении с естественным отбором, когда они перестраивают корреляционные системы онтогенеза, приобретают характер системных мутаций.

 

Вероятность такого пути совершенствования организации становится еще более реальной, если учесть, что во многих случаях процесс перестройки организации может начаться под покровом адаптивной модификации. Начатая экспериментальная работа в данном направлении исследований должна быть продолжена. Хочется закончить данный раздел словами выдающегося ученого в области исследований онтогенеза: «Я твердо уверен, что именно решение проблемы осуществления наследственной информации в процессах индивидуального развития, проблем генетики развития, стало сейчас направлением главного удара не только генетики, но и всей современной общей биологии» (Астауров, 1979, с. 261).