Вполне логично предположить, что признак — малые размеры тела у южных рас — вначале формировался в виде адаптивной модификации.
Но длительно постоянные новые условия позволили стабилизирующему отбору закрепить его так, что в силу коррелятивных связей он реализовывался очень жестко и был автономен от других формообразовательных процессов. В случае, когда выживание организмов достигалось за счет мощных адаптивных модификаций и действия естественного отбора на приспособляемость, началось преобразование генотипа, нормы реакции и всего морфогенеза. Поэтому в опытах Гаузе и начали меняться соотношения между частями развивающегося организма. В этой связи становится ясным, почему отбор на приспособляемость Гаузе рассматривал в качестве модели действия стабилизирующего отбора.
Опыты Камшилова, о которых выше была речь, доказывают возможность такой окончательной стабилизации признаков на основе мутаций и отбора. Поэтому опыты Камшилова и Гаузе не следует противопоставлять, как это иногда встречается в литературе. Они хорошо дополняют друг друга и вместе дают целостное представление о реальных механизмах действия стабилизирующего отбора (переход на новый канал развития при помощи модификации по Гаузе и генетическая стабилизация нового канала развития по Камшилову). Исследования обоих авторов показали, что на всех этапах адаптации ведущая роль принадлежит естественному отбору. Важно и то, что модификационная стадия в приспособлении может иметь место и в случае «истинной» модификации, и в случае мутации, степень проявления которой зависит от генетической и внешней среды.
В настоящее время благодаря многочисленным исследованиям Ю. И. Полянского и его школы (см.: Суханова, 1968; Полянский, 1976б, 1977б, 1978) на многих видах простейших было установлено, что у клонов, обладающих способностью к созданию модификаций и выживающих при сублетальных и летальных температурах (от 34 до 40 °С), происходят глубокие изменения характера метаболизма (преобладание циано-чувствительного дыхания, тогда как при снижении температуры имеет место сдвиг обмена в сторону гликолиза). При высоких температурах изменяется количество резервных запасных веществ в клетке (гликогена, нейтрального жира), изменяется чувствительность к спирту, глюкозе.
Таким образом, при «работе» в новом режиме происходят коррелятивные изменения не только морфологических структур, но и физиологических процессов.