Положение Гаузе о разных путях адаптации организмов, проверенное в совместных экспериментах со Смарагдовой, приобретает сейчас важное значение, когда в естественную среду обитания организмов в изрядных дозах попадают вещества антропогенного происхождения, с которыми организмы никогда не сталкивались в своем филогенезе.
В этом направлении нужны дальнейшие исследования, базирующиеся на серьезной модельной методологии. Природа часто ищет компромиссные решения. Способы адаптации организмов, достигаемые за счет наследственных и ненаследственных факторов, могут каким-то образом взаимодействовать или сменять друг друга. Возможность таких ситуаций была продемонстрирована в опытах Гаузе (19406) с солоноватоводными инфузориями рода Euplotes при изучении процесса их адаптации к повышению или резкому понижению солености среды.
Действие отбора на приспособляемость было убедительно показано в экспериментах с Euplotes vannus при адаптации к постепенному повышению солености среды от 2 до 5%. В опытах с клональными культурами и смешанными популяциями Гаузе получил данные, свидетельствовавшие о том, что во всех случаях имел место естественный отбор более мелких форм (адаптивная модификация). Более того, в гетерогенных популяциях шел отбор еще более мелких форм. Отсюда последовал вывод, что в данной ситуации действует стабилизирующий отбор, усиливающий приспособительные модификации отбором случайных наследственных изменений в том же самом направлении (Гаузе, 1940б).
Далее отдельные клоны с наиболее мощной способностью к выработке адаптивных модификаций переносились в среду, соленость которой равнялась 7%. В этих условиях наблюдалась картина массовой дегенерации и гибели особей. Такая же картина имела место при постепенном повышении солености среды от 2 до 7%. Таким образом, при изменении условий среды обитания организмов за определенные пределы отбор на приспособляемость оказывается неэффективным и не может обеспечить выживание популяции.