Вначале изучался процесс адаптации клонов и смешанных одновидовых популяций Paramecium caudatum и P. aurelia к постепенному повышению солености среды до 0.4%.
Оказалось, что естественный отбор благоприятствовал клонам с повышенной способностью к выработке модификаций, а не с врожденной генотипической резистентностью. Зная, что конъюгация у инфузорий осуществляется между клонами, Гаузе и Смарагдова проследили, как определенные клопы полностью элиминировались из популяции, и именно те клоны, которые вырабатывали более слабую модификацию. Отсюда Гаузе сделал вывод, что при приспособлении парамеций к повышенной солености идет естественный отбор не просто особей с повышенной способностью к выработке модификаций, но и усиливающий способность к повышенному модифицированию посредством мутаций, рекомбинаций или других генетических факторов. Это явление было названо Гаузе (1940б) отбором на приспособляемость. Совсем иначе складывался процесс адаптации простейших к неспецифическому фактору — хинину. Здесь удельный вес модификаций в выработке адаптации резко падал и селективным преимуществом обладали клоны с более сильной наследственной (генетической) резистентностью.
Первоначальная и приобретенная резистентность отдельных линий Parameicum caudatum к повышенной солености среды через месяц после начала их приучения (по: Смарагдова, Гаузе, 1939).
Первоначальная п приобретенная резистентность отдельных линий Paramecium caudatum к растворам хинина (по: Смарагдова, Гаузе, 1939).
Путь адаптации через прямой отбор мутаций может стать опасным, так как может произойти сужение нормы реакции, и в случае изменений среды вероятность вымирания популяций, видов будет возрастать. Именно в этой связи Гаузе считал, что его эксперименты по изучению адаптации организмов к изменчивым условиям существования можно рассматривать как аналог макроэволюционных явлений. Речь идет о таких проблемах, как эволюционная пластичность и специализация. Еще палеонтолог Э. Коп в конце XIX в. пришел к выводу, что между специализацией и пластичностью в процессе эволюции имеется обратная зависимость. Гаузе полагал, что установленная им и Алпатовым обратная зависимость между приобретенными и врожденными свойствами организмов служит некоторым ее аналогом и позволяет вести эксперименты. Как раз опыты по адаптации простейших к солености и хинину служат иллюстрацией принципиально различных путей эволюции организмов.