Начиная со второй половины 30-х годов был выполнен ряд исследований по изучению судьбы мутантных особей, интродуцированных в природные популяции.
Ю. М. Оленов с сотрудниками (1937, 1948) наблюдал интенсивный отрицательный отбор против введенных в природные популяции D. melanogaster особей с доминантными мутациями Ваг, white, aristopedias. В лабораторных же условиях все три мутации обладали высокой жизнеспособностью. С. М. Гершензон, Н. Л. Захарченко и М. К. Скарбан (1940) изучали судьбу введенных в природную популяцию D. fasciata (D. melanogaster) носителей пяти различных доминантных аутосомных мутаций (строение крыла). Носители мутаций yellow и Analis incompletus (укорочение анальной жилки) в течение нескольких лет не только сохранялись в больших популяциях, но их численность даже возросла. Это дало повод авторам высказать предположение, что в некоторые периоды жизненного цикла популяции мутации имеют положительное адаптивное значение, что уравновешивает их элиминацию в другие периоды.
Среди примеров адаптивно нейтральных признаков часто приводились мелкие изменения жилкования крыла у двукрылых (см.: Shull, 1936). Гершензон (1941) поставил цель изучить, носит ли элиминация по данному признаку избирательный характер в популяции D. virilis. Интродуцированная недалеко от Киева популяция состояла из мутантных особей с рецессивным аутосомным признаком veinlet (укорочение жилок крыла).
Анализ показал, что этот признак в среднем более резко выражен у контрольных мух, чем у мух, пойманных на приманках, т. е. вероятность гибели особей с более резким выражением признака возрастала. Гершензон сделал вывод, что в мутантной популяции veinlet шел интенсивный отбор и изучаемый признак не является адаптивно нейтральным. В исследованиях P. Л. Берг (1942а) также наблюдался отбор против мутаций, затрагивающих жилкование крыла.
П. О. Ситько (1941) ввел много генных и хромосомных мутаций в природную популяцию D. melanogaster близ Киева. Опыты показали, что большинство мутаций с различными частотами сохраняется в природных популяциях лишь в гетерозиготном состоянии, а инверсия встречалась у самок даже в гомозиготном состоянии. Адаптивность мутаций, по мнению Ситько, может быть объективно установлена лишь в природе, где имеется большое разнообразие условий существования. Например, на границах ареала вида с резко отличающимися условиями мутантные формы могут выявить свою высокую адаптивность. Сейчас все больше данных о том, что в периферических популяциях растений и животных может накапливаться множество мутаций, и прежде всего парацентрических инверсий, способных даже вызывать репродуктивную изоляцию (см.: White, 1978).