Существует мнение, что первые опыты по конкуренции и отбору на культурных ячменях были выполнены в 1938 г. американскими учеными Г. Харлан и М. Мартини (Stebbins, 1949).
Результаты этих опытов приводятся во многих работах по теории эволюции (Dobzhansky, 1951; Дубинин, 1966; Шмальгаузен, 1969). Однако намного раньше многолетние опыты на подобных объектах были выполнены Д. И. Баранским (1926, 1930а, 1930б). Не менее важно и то, что экспериментальные исследования Баранский дополнял широкими наблюдениями в природе, что отсутствовало в работе Харлан и Мартини. Между тем работы Баранского остались забытыми.
Исследования Баранского были стимулированы обнаружением слабой полиморфности форм культурных ячменей, распространенных в Одесской области. Бедность состава форм ячменей, объясняется тем, что «все слабые, не приспособленные к почвенно климатическим особенностям формы отпадали... вероятно, только в силу естественного отбора и создавалась та монотонность форм, которую приходится констатировать» (Баранский, 1926, с. 81). Его исследования не только подтвердили это предположение, но и выявили те эколого-физиологические особенности растений, которые определяют результат борьбы за существование и направления естественного отбора.
Баранский пришел к заключению, что направление этих процессов обусловливается экологической пластичностью (т. е. различной способностью линий реагировать на изменения экологических факторов в неблагоприятных условиях вегетации) и величиной плодовитости при оптимальных условиях. При этом к толкованию самой экологической пластичности Баранский подошел с позиций дарвинизма. Под пластичностью он понимал способность форм при ухудшении условий существования сохранять устойчивость таких жизненно важных свойств, как плодовитость, и объяснял ее эволюцию борьбой за существование и естественным отбором.
Таким образом, в многочисленных опытах отечественных селекционеров по «перерождению» сортосмесей вскрывались процессы, характерные для первых шагов микроэволюционных преобразований в гетерогенных популяциях. Эти опыты отчетливо подтвердили дарвиновскую трактовку борьбы за существование как фактора естественного отбора.