Прямые доказательства естественного отбора

Прямые доказательства естественного отбора

 

Опыты Сапегина, Кулешова и Писарева по «перерождению» сортосмесей привлекли внимание биологов-эволюционистов, которые видели в них прямые доказательства естественного отбора (Холден, 1935; Камшилов, 1947; В. Полянский, 1947, и др.). Важно и то, что сами авторы упомянутых опытов при истолковании причины преобразования популяций обращались к дарвинизму.


В ряде других исследований содержались принципиально важные данные для понимания борьбы за существование и естественного отбора, но по каким-то причинам они остались вне поля зрения биологов-эволюционистов.

Хорошим примером того, как интенсивная конституциональная борьба через естественный отбор может в адаптивном направлении изменять состав популяции, служат данные С. О. Воробьева (1929) и А. А. Янаты (1929) о катастрофической гибели посевов озимых пшениц на Украине зимой 1927/28 г. Воробьев установил, что в холодную зиму старые популяционные сорта Крымка старая и Банатка, состоящие из генетически разнообразных особей и прошедшие длительное действие естественного отбора, погибли лишь на 30—40%. Далее Воробьев установил, что погибшими оказались засухоустойчивые биотипы, а морозоустойчивые биотипы обладали преимуществом в условиях интенсивной борьбы, т. е. произошел адаптивный сдвиг состава популяции в сторону более зимостойких форм.

Значительный интерес имеют шестилетние эксперименты В. Г. Батыренко (1930) по изучению динамики сортосмесей яровой пшеницы. Из его опытов следует вывод, что борьба за существование в гетерогенных популяциях может вести к различным эффектам естественного отбора. В тех случаях, когда различия между генотипами были сравнительно большими и соответственно резкой была их селективная неравноценность, происходило быстрое вытеснение или сильное уменьшение плодовитости части линий. В то же время между селективно равноценными линиями «устанавливается как бы устойчивое равновесие с одинаковым или близким соотношением в смеси компонентов» (Батыренко, 1930, с. 55). Таким образом, раньше генетиков, работавших на дрозофиле, Батыренко сформулировал мысль о том, что в результате естественного отбора может устанавливаться динамическое равновесие между компонентами полиморфной популяции и показал как именно при изменении внешних условий меняется направление естественного отбора.