Первый этап формирования связей между признаками, по мнению Синской, — образование селективных корреляций (термин О. Тедин) в результате одновременного параллельного отбора по отдельным исходно независимым признакам (например, по опушению и по рассечен-пости листовой пластинки).
Следующим этапом является выработка генетических корреляций, обеспечивающих устойчивое воспроизведение определенных сочетаний признаков. Ссылаясь на работы М. М. Камшилова, А. А. .Малиновского, Ю. М. Оленова, Синская обсуждает роль хромосомного аппарата как материальной основы корреляций (группы сцепления, плейотропия). Она считает возможным, что характер полового процесса оказывает определенное влияние на формирование связей между признаками. По крайней мере у близких видов лапчаток, исследованных Клаузеном и Хизи (Clausen, Hiesey, 1958), мозаичное наследование признаков экотипов отмечено у апомиктического вида, а «слитное» — у вида с нормальным половым процессом.
По-видимому, необходимость «охраны» выработанного адаптивного комплекса от разрушения при рекомбинации обусловила более высокую скоррелированность элементов генотипа. Синская указывает, что «слитность», сопряженность наследования групп признаков имеет существенное значение для обеспечения функционирования организма как целостной системы, для определения особенностей и направления перестройки этой системы в эволюции. Наибольший интерес, по ее мнению, представляет анализ этой проблемы на основе сравнения корреляций у эволюционно близких форм. Возможно формирование растительной конституции (ее адаптивного комплекса признаков) на основе корреляций разной природы, причем независимый тип развития, обеспеченный жесткой, генетически закрепленной системой корреляций, не обязательно является высшей ступенью эволюции, по крайней мере для покрытосеменных растений, так как «.. .в процессе эволюции происходит не автоматизация процессов развития, а изменение форм зависимости одной части от других частей» (1948, с. 233).
По-видимому, это высказывание отражает несогласие Синской со всеобщностью автономизации как основного направления эволюции. Впрочем, и сам автор этой концепции — И. И. Шмальгаузен — считал, что для высших растений и сидячих животных более характерен лабильный тип приспособлений. У этих организмов целостность адаптивных комплексов реализуется за счет согласованности их модификационной изменчивости (Шмальгаузен, 1946б).