pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Значение экологических факторов для внутривидовой дифференциации

Значение экологических факторов для внутривидовой дифференциации

 

Работы зарубежных зоологов в 20—30-е годы по изучению значения экологических факторов для внутривидовой дифференциации посвящались в основном различиям более или менее территориально разобщенных внутривидовых форм или близких видов.

Интересны в этом отношении работы Ф. Сэмнера (Sumner, 1917, 1920, 1932), Л. Дайса (Dice, 1930, 1940, 1949), С. Бэнсона (Benson, 1933). Они, как и ботаники-генэкологи, занимались изучением в природе сравнительно мелких адаптивных внутривидовых форм, определением их генетической основы. Эти исследователи в дальнейшем специализировались на изучении покровительственной окраски. Некоторое внимание уделялось и особенностям поведения, но все же комплексный характер экологической дифференциации вида при этом не являлся предметом специального анализа.

Таким образом, эволюционно-экологические исследования зоологов в рассматриваемый период ограничивались в основном описанием и общим анализом адаптивной природы подвидовых и видовых различий. Представители генэкологического направления в ботанике перешли от географических подвидов и экотипов разных масштабов к изучению более тонкой структуры вида, а затем — местных популяций. Широкое применение в их работах нашел экспериментальный метод, генетический анализ. Преимущественным объектом изучения у ботаников оставались изменения комплексных особенностей, скоррелированных сочетаний признаков. Возможно, различие в развитии экологического анализа структуры вида в ботанике и зоологии в некоторой степени объясняется специфическими особенностями изучаемых объектов.

 

По мнению Э. Майра, у растений «формы местообитаний», т. е. экологические расы, экотипы, имеют большее распространение и характеризуются не только физиологическими, но и морфологическими особенностями; по крайней мере они более четко, более явно выражены. «У животных, в особенности у теплокровных животных с сильно развитыми механизмами морфогенетического гомеостаза и значительной степенью независимости от внешних условий, локальная генетико-физиологическая изменчивость обычно не проявляется в видимом фенотипе и наблюдается тенденция к значительному фенотипическому единообразию на обширных пространствах» (1968, с. 288). Вместе с тем Майр отмечает, что «изучением экологических рас у животных до сих пор странным образом пренебрегают».

Большая распространенность и более явная выраженность экологической дифференциации вида у растений послужили объективной основой для разработки генэкологических представлений об адаптивной структуре вида и местной популяции в первую очередь ботаниками.