В 1928—1930 гг. Синская и Розанова выступили с теоретическими обобщениями, намечавшими два пути развития «аналитической» или «экспериментальной» систематики.
Розанова считала основной задачей исследование закономерностей географической дифференциации вида, а Синская — процессов формирования новых экотипов и видов. Данные различия отразились на вкладе этих ученых в развитие генэкологии.
За исключением своей первой работы о лютиках, итоги которой Розанова подвела в монографии (19326), в дальнейшем она практически занималась описанием географической изменчивости по отдельным признакам, гибридными формами, кариосистематикой (на видах родов Rubus, Fragaria и др.). Генэкологию Розанова рассматривала как один из методов исследования проблемы «вид и среда», включая ее вместе с другими направлениями (морфолого-географическим, кариологическим и пр.) в цитогенетические основы экспериментальной систематики.
Синская на крестоцветных, злаках, бобовых исследовала особенности и состав их популяций в разных частях ареала, разных биотопах, у диких и в разной степени окультуренных представителей. Она разработала классификацию экотипов (1928), изучила различия в изменчивости разных признаков и разделила их на группы по адаптивному значению (1933), развивала представления об экологической структуре местных популяций (1938, 1939), предложила концепцию «растительной конституции» (1946), Многие эволюционисты подчеркивали важное значение генэкологических исследований Синской и ее школы для развития эволюционной теории (Розанова, 1946; Шмальгаузен, 1946; Завадский, 1957, 1968, 1973; Дубинин, 1966; Тахтаджян, 1970). Ее творчеству посвящены специальные статьи (Аверьянова, 1973, 1975; Борковская, Аверьянова, 1973).
Идеи генэкологии довольно быстро нашли отклик у советских ботаников. В 20—30-х годах появились работы сотрудников Всесоюзного института растениеводства (3. Н. Жеребина, В. Т. Красочкин, А. И. Купцов, М. К. Рубашевская, М. С. Щенкова и др.). Представления об экологогеографической дифференциации вида нашли отражение в классификации культурных растений, создаваемой на основе изучения мировых коллекций и отраженной в многотомном издании «Культурной флоры СССР» и в отдельных публикациях (например: Пальмова, 1935). Экотипы некоторых дикорастущих растений были описаны сотрудниками Розановой — В. А. Королевой, А. П. Соколовской, О. С. Стрелковой, а также Г. И. Поплавской. Перспективность изучения экологии для характеристики видов и более мелких таксонов показал Е. П. Коровин (1928, 1940).