pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Роль поведения в качестве фактора антропогенеза

Роль поведения в качестве фактора антропогенеза

 

Другой вариант синтезогенеза — это симбиогенез (см.: Хахина, 1979). Формирование нового типа организации путем непосредственного объединения индивидов, относящихся к разным таксонам, можно рассматривать как результат поведенческих взаимодействий.

Существует точка зрения, что первым шагом на пути формирования подобных комплексных организмов был паразитизм — явление, которое во многих случаях сопровождается развитием специальных поведенческих адаптаций как у паразита, так и у хозяина. В частности, весьма тесная поведенческая интеграция между паразитом и хозяином наблюдается в высоко специализированных случаях энтойкии, или «квартирантства» в теле хозяина (Наумов, 1963).

Обсуждая эволюцию поведения животных, Ю. К. Рощевский (1978) поставил интересный вопрос о возможности формирования целостных организмов путем интеграции многоклеточных индивидов. В качестве иллюстрации он приводит пример внутривидового «паразитизма» у рыб-удильщиков Ceratoidei, у которых карликовый самец сначала прикрепляется зубами к самке, а затем буквально срастается с ней. При этом кровеносные сосуды самца оказываются как бы продолжением кровеносной системы самки, так что самец превращается в своего рода придаточный орган, вырабатывающий сперму.

В заключение отметим важнейшую роль поведения в качестве фактора антропогенеза. Использование орудий, трудовая деятельность и возможность передавать индивидуальный опыт поколениям средствами сигнальной преемственности — вот, вероятно, главные движущие силы, превратившие предчеловека в Человека разумного. Вклад советских биологов в решение этих вопросов подробно освещен в специальной, главе настоящего издания.

Итак, поведение предстает перед нами как универсальный регулятор всех тех отношений организма со средой, которые зависят от собственной активности индивидов и их группировок. Здесь и уход от неблагоприятных воздействий среды, и поиск пропитания и полового партнера, и забота о потомстве, и приспособление к внутрипопуляционному климату. Как возникли в филогенезе все эти сложнейшие функции, как они влияют на эволюцию видов? Многое в решении этой проблемы остается еще неясным. Тем не менее достижения этологов, в том числе советских исследователей, позволяют приблизиться к ее выяснению.