Явление избирательности по отношению к внешним стимулам в момент приобретения брачного партнера получает новое освещение при анализе межвидовых отношений.
Особенности окраски, вокализации и Поведения (и у самцов, и у самок данного вида) принято сегодня рассматривать в качестве так называемых видовых опознавательных признаков, обеспечивающих репродуктивную изоляцию между таксономически близкими видами. Эти идеи впервые в нашей стране были высказаны А. Б. Кистяковским (1958). Исходя из представлений о ведущей роли этологической изоляции в дивергенции близких форм ранга полувидов, мы детально проанализировали соответствующую литературу и несколько природных ситуаций в зоне географического контакта между подобными формами (Панов, 1968, 1972, 1973, 1980). Это дало нам основание отказаться от существующей детерминистической позиции, в соответствии с которой любое различие во внешней морфологии и в поведении у форм, в принципе способных к гибридизации, следует рассматривать в качестве потенциального изолирующего фактора (Панов, 1978).
Вероятно, следует отличать активную избирательность от полной индифферентности к внешнему стимулу. Если особи другого вида ни при каких обстоятельствах не вызывают у индивида хотя бы малейшей попытки вступить с ними в контакт, едва ли имеет смысл говорить о действии неких специальных изолирующих механизмов. В противном случае к этой категории следовало бы отнести индифферентность в отношениях между особями из совершенно неродственных таксонов. С этой точки зрения многие проанализированные случаи «этологических барьеров» между симпатрическими видами это не причина становления последних, а результат их длительной дивергенции в предшествующие периоды географической изоляции.
«Синтезогенез» и поведение. Завадский (1968) назвал синтезогенезом видообразование путем объединения двух и более первоначально самостоятельных систем (видов) в единую самовоспроизводящуюся систему. Наиболее очевидным способом синтезогенеза является гибридизация.
Гибридизация у высших животных обычно рассматривается как результат нарушения этологической изоляции, или «несовершенство» этологических барьеров. В этой традиционной трактовке гибридизация выступает как преходящее и, в общем, нежелательное явление, приводящее к разрушению высоко интегрированных генных комплексов. Такого рода оценки, основанные на абсолютизации альтернативы «вред—польза», грешат несомненным субъективизмом. Мы видим в явлении гибридизации один из способов проявления животными активности, выходящей за пределы типичной видоспецифической нормы. Активный поиск «суррогатного» брачного партнера может привести к реализации репродуктивных потенций индивида, а при известных обстоятельствах — и к основанию гибридной популяции с новыми генетическими свойствами. Такая популяция может оказаться даже более приспособленной, чем родительские виды. Примеры вытеснения гибридной формой родительских видов известны среди растений (Завадский, 1968, с. 311—312).