При выборе индивидуальной стратегии в условиях меняющейся численности и плотности каждая особь ориентируется на некую систему внешних по отношению к ней, социально обусловленных детерминантов.
Этот комплекс внешних стимулов, обязанных деятельности других членов популяции, Наумов (1977) назвал «биологическими сигнальными полями», Последние представляют собой интегральный итог жизнедеятельности дема, суммируя в себе все многообразие поступающих от его членов акустических (Мальчевский, 1958а; Ильичев, 1972), химических (Соколов и др., 1976; Корытин, 1979), оптических (Панов, 1978) и даже электромагнитных (Протасов, 1978) сигналов.
В настоящее время у нас в стране и за рубежом особенно большое число экспериментальных данных собрано по вопросу о механизмах блокирования беременности самок при переуплотнении популяций у грызунов. Основная роль здесь отводится поступающим от других членов популяции сигналам химической природы — феромонам (см.: Соколов, Котенкова, 1976). Явление блокирования беременности относится, вероятно, к тому классу внутривидовых адаптаций, которые были названы С. А. Северцовым (1951) «конгруэнциями». Говоря о конгруэнциях, он имел в виду, в частности, такие формы индивидуального поведения, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность группы (семьи, общины и т. п.), иногда даже во вред самой особи.
Однако, как писал А. С. Серебровский в 1939 г. (1973), понятия «польза» и «вред» весьма относительны. Эта же мысль высказывалась К. М. Завадским (1961): не может быть никаких безусловных границ между позитивными и негативными внутрипопуляционными отношениями, в частности между конкуренцией и сотрудничеством. Явления поведения, представляющиеся, на первый взгляд, всецело адаптивными, могут под другим углом зрения выглядеть как дефекты внутрипопуляционной организации, которые в дальнейшем могут снизить жизненный потенциал популяции и даже привести к ее вымиранию. В последние годы эта тема разрабатывается автором настоящей главы и его сотрудниками (см., например: Панов и др., 1980).