В новейших сводках по этологии термин «поведение» вводится без определения, как интуитивно очевидный (см.: Хайнд, 1975).
В соответствии с логикой развития современных исследований поведение можно рассматривать в качестве динамической системы, слагающейся по крайней мере из трех подсистем: подсистемы рецепторов, подсистемы физиологических процессов внутри организма и подсистемы «ответа на выходе» (Панов, 1977). Из них третья подсистема предстает в виде непосредственно наблюдаемой собственной активности организмов, которой А. Н. Северцов (1922), а затем И. И. Шмальгаузен (1946) придавали значение важного фактора эволюции.
В аспекте рассматриваемой темы мы хотели бы подчеркнуть такую особенность поведения, как возможность выбора в альтернативной ситуации и отсюда способность организмов к формированию новых видов деятельности, даже в относительно неизменных условиях среды. Фигурально выражаясь, стратегия поведения достаточно детерминирована, тогда как тактика «рассчитана» на импровизацию. Выбор индивидом того или иного тактического решения отнюдь не всегда оптимален, поскольку далеко идущие последствия данного выбора не могут быть доподлинно известны в настоящий момент. Однако минусы сделанного выбора почти всегда могут быть компенсированы принятием новых, подчас совершенно нестандартных решений.
Чтобы перейти к вопросу, в каком смысле поведение можно рассматривать в качестве фактора эволюции, необходимо обратиться к проблеме факторов эволюции вообще. К сожалению, единой общепринятой системы классификации факторов эволюции до сих пор не разработано. В последнее время намечается тенденция к выделению среди них двух главных категорий: «поставщики» эволюционного материала (Тимофеев-Ресовский и др., 1969) и действующие на него механизмы. К первой категории относят наследственную изменчивость и колебания численности популяций. Во вторую категорию включают борьбу за существование, естественный отбор и, вероятно, изоляцию.
Сначала рассмотрим аспекты поведения, которые делают его поставщиком материала для эволюционных преобразований, затем роль поведения в качестве механизма борьбы за существование и отбора. В заключение кратко коснемся значения поведения в антропогенезе.