Ю. М. Оленов исследовал явление ложной гомологии (фенотипического параллелизма) в природных популяциях дрозофилы (работа его выполнена в 1948 г., но увидела свет в 1965 г.).
Исследуя нарушения жилкования крыльев, этот автор показал, что фенотипически сходные изменения имеют в разных линиях неодинаковую генетическую обусловленность. К сходным выводам пришли Гордон с соавторами (Gordon et al., 1939) и Милкман (Milkman, 1960). Аналогичные результаты были получены Оленовым и для самых различных «видимых мутаций», затрагивающих крылья, конечности, щетинки, глаза и абдомен дрозофилы. Был сделан четкий вывод о том, что наиболее частые, массовые, фенотипически сходные или тождественные изменения, обнаруживаемые не только в разных популяциях одного вида, но и у разных видов дрозофил, генетически разнородны даже в пределах одной популяции. Такая ситуация была обнаружена И. Лернером (Lerner, 1954) у кур.
Основные гены массовых фенотипических изменений оказались связанными в своем действии с уязвимыми пунктами онтогенеза; от генов, обусловливающих тератологические изменения, они отличаются тем, что проявляются на конечных стадиях развития, не столь резко изменяют фенотип и потому нелетальны. Ложная и неполная гомология чрезвычайно широко распространена в живой природе — от микроорганизмов до человека, и роль ее едва ли не значительнее, чем гомологии истинной.
Возросшая вновь популярность закона гомологических рядов, как ни странно, практически не затронула систематику (так же, как и в предвоенные годы). Причина этого понятна — если принимать закон Вавилова не на словах, нужно в корне изменить самую методологию работы систематика-таксономиста. Можно привести примеры работ последних лет, в которых в качестве новых видов описывались группы особей, порой не заслуживающих названия даже экоформ. Синтез систематики и сравнительной генетики еще предстоит совершить исследователям в будущем.