И тем не менее поголовное увлечение законом гомологических рядов представляется односторонним.
Нелишне вспомнить, что появился он в результате анализа многочисленных данных систематики и в первую очередь должен был произвести революцию именно в ней. Образец подобного рода работы дал сам Вавилов в докладе «Линнеевский вид как система» на V Международном ботаническом конгрессе в 1930 г. Однако закон гомологических рядов не оказал сколько-нибудь заметного влияния на практику систематики. Как ботаники, так и зоологи продолжали описывать виды без особых на то оснований, совершая примерно одну и ту же ошибку — считая варьирующий признак вида видовым радикалом (по терминологии Вавилова). К сожалению, эта практика не изжита до сих пор.
Теоретическое осмысление закона гомологических рядов также оставляло в 20-е годы желать лучшего. Именно этим можно объяснить тот факт, что ряд исследователей, в первую очередь Л. С. Берг (1922, переиздание 1977), использовал его для обоснования антидарвинистских концепций. В своей основной работе «Номогенез, или эволюция на основе закономерностей» Берг писал: «Своими наблюдениями и опытами Вавилов проводит идею номогенеза более успешно, чем это делаю я в настоящей работе» (1977, с. 224). Согласно Бергу, обнаружение у разных видов феномена параллельной изменчивости доказывает несостоятельность дарвиновской концепции об изменчивости неопределенной, служащей материалом для естественного отбора. Если же изменения возникают направленно и охватывают массу особей в популяции, отбор перестает быть нужным: «А что если появление вариаций обязано известной закономерности? Тогда отпадает роль случая и вместе с тем естественного отбора» (там же, с. 181).
Следует признать, что хотя у Берга и до сих пор имеются стойкие адепты, его взгляды никогда не были распространены сколько-нибудь широко, особенно в отечественной литературе. Сразу после выхода в свет «Номогенеза» появились обстоятельные критические статьи и книги Н. А. Иванцова, А. М. Никольского, В. И. Талиева, Ю. А. Филипченко и Б. М. Козо-Полянского. В данном случае нам интереснее всего знать отношение к номогенетическим концепциям самого Вавилова. Сам творец закона гомологических рядов в трактовке параллельной изменчивости не делал ни малейшей уступки антидарвинизму: он четко указывал, что закон гомологических рядов «подтверждает и развивает его (дарвинизм, — Б. М.)» (Вавилов, 1932, с. 67).