Было замечено, что на севере Восточной Европы интрогрессия связана с событиями четвертичного и голоценового времени.
Потепление во второй половине голоцена привело здесь к вытеснению и поглощению одного вида ели как эдификатора одной формации видом-эдификатором другой формации. В указанном районе наблюдается вытеснение елового леса сибирского типа (эдификатор P. obovata) еловым лесом западноевропейского типа (эдификатор P. abies). Автор полагает, что этот процесс будет продолжаться, пока ему будут благоприятствовать климатические условия. Если они станут более благоприятными для P. obovata, процесс пойдет в обратном направлении.
Изменение климатической обстановки на противоположную приводит к поглощению гибридов, сложившихся в процессе интрогрессии, тем из предков-родителей, для которого это изменение более благоприятно; таким образом процесс интрогрессии может обратиться вспять. Поглощение видом-эдификатором его же гибридных популяций отражает вытеснение одной викарирующей формации другою. Лиственничники из Larix kamtchatica на Дальнем Востоке вытесняются восточносибирскими лиственничниками из L. gmelinii. Интрогрессивная гибридизация, протекавшая в конце третичного периода между видами Picea и Tsuga, а также между видами Larix и Pseudotsuga, привела к созданию елей секции Отопка и лиственниц секции Multiseriales. Она, однако, не создала устойчивых линий развития — виды Picea и Larix этих секций явно вымирают. Иптрогрессивная гибридизация во всех известных случаях, как и у лесообразующих хвойных — Picea, Larix, Pinus, — не создала устойчивых форм и не открыла эволюционных перспектив (Бобров, 1978). Результаты исследования вопроса об интрогрессии подытожены Бобровым в статье 1980 г. В качестве добавления можно упомянуть интересную работу В. А. Шутилова (1968) по изучению интрогрессивной гибридизации у кавказских видов дуба. Им установлены интрогрессивные гибриды Quercus robur X Q. hartvissiana и Q. robur X Q. pubescens.
В заключение надо еще раз подчеркнуть, что большинство отечественных ученых, не отрицая важности гибридизации как одного из факторов эволюции, возражали против ее переоценки, тем более против принятия гибридизации основным фактором эволюционного развития.