Организация эволюционно-цитогенетических исследований

Организация эволюционно-цитогенетических исследований

 

Успешная организация эволюционно-цитогенетических исследований в нашей стране обусловливалась рядом причин, и прежде всего благоприятной направленностью эволюционно-теоретической мысли, создаваемой взглядами ведущих советских генетиков и цитологов — Н. И. Вавиловым, Н. К. Кольцовым, Г. А. Левитским, С. Г. Навашиным, А. С. Серебровским, Ю. А. Филипченко, С. С. Четвериковым, которые с позиций дарвинизма оценивали взаимосвязь между изменениями хромосом и эволюцией.

Например, Кольцов в 1922 г. в статье «Образование новых видов и число хромосом» подчеркивал непосредственную связь между образованием новых видов и изменением числа хромосом; особенно большое значение он придавал полиплоидии, но не отрицал важной эволюционной роли и других типов мутаций. Серебровский (1926, с. 50) писал: «Вопрос об эволюции видов сводится к вопросу об эволюции наследственного аппарата, т. е. к эволюции хромосом»; механизм возникновения материала, с которым работает естественный отбор, он видел прежде всего в нарушениях правильности митозов. В монографии «Материальные основы наследственности» Левитский одним из первых подчеркнул важный эволюционный смысл хромосомной изменчивости, которая, как он считал, «...дает новый, чрезвычайно обширный материал для естественного отбора» (1924, с. 89). Большое значение имели идеи Вавилова, а также его организационная деятельность, стимулирующая и направляющая исследования эволюционно-цитогенетических закономерностей, знание которых, как он считал, необходимо для достижения главной цели научной селекции — управления процессом создания новых форм растений и животных.

Подобные взгляды ведущих ученых способствовали широкому изучению эволюционного значения хромосомной изменчивости, включению все большего числа новых объектов, использованию новых оригинальных подходов.