Интересны исследования Навашина и Шкварникова (1933) о влиянии температуры и влажности на становление частоты хромосомных аберраций при хранении семян.
Ими было показано, что повышение температуры в период хранения и повышение влажности ускоряют нарастание частоты перестроек. Таким образом, в противовес утверждениям об уникальной роли экзогенных факторов в обеспечении высокого уровня мутационного процесса, Навашин выдвигает точку зрения о значении внутриклеточных физиологических процессов в формировании мутаций.
В становлении физиологической теории мутационного процесса большое значение имели исследования, касающиеся влияния физиологического состояния клетки и организма па протекание радиационного мутагенеза. Сравнение частоты мутирования зрелых и незрелых половых клеток было одним из первых проведено Тимофеевым-Ресовским (1930б), затем Нейгаузом (1943б). В 1933 г. Шапиро публикует работу «Влияние физиологических особенностей клеток на мутационный процесс, индуцированный Х-лучами», в которой, анализируя выявленные к тому времени различия в частоте возникновения мутаций в клетках па разных стадиях гаметогенеза (большая чувствительность постмейотических клеток по сравнению с домейотическими или с клетками, находящимися на этапах мейоза), приходит к заключению о существовании в клетках неких агентов — сенсибилизаторов и десенсибилизаторов, модифицирующих мутагенный эффект облучения.
М. Е. Лобашевым (Лобашев, Павловец, 1937; Лобашев, 1938а, 1938б) были получены интересные данные, выявившие картину дифференциальной чувствительности: при больших дозах облучения наиболее чувствительными были постмейотические клетки, в то время как при сравнительно малых дозах — сперматогонии и сперматоциты. Это свидетельствовало о существовании зачаткового отбора, об элиминации наиболее поврежденных клеток в ходе мейоза. Влияние различного физиологического состояния клеток на частоту индуцированных облучением мутаций выявлено также при изучении различий в мутабильности мужских и женских половых клеток — при одновременном облучении самцов и самок дрозофилы мужские половые клетки оказались более чувствительными, чем женские (Шапиро, Нейгауз, 1933).