Впервые сильный мутагенный эффект, намного превосходящий результаты приведенных экспериментов, был описан в 1939 г. С. М. Гершензоном при изучении мутагенного действия ДНК у дрозофилы.
Работы Гершензона, намного опередившие время, представляют собой самые первые генетические манипуляции с ДНК, роль которой в наследственности в ту пору не была еще признана (Гершензон, 1939, 1940; Тарнавський, 1939; Гершензон и др., 1948). Гершензоном задолго до открытия Ш. Ауэрбах продленного мутагенеза была показана «растянутость» химического мутагенеза во времени, возможность появления мутаций спустя несколько делений клетки после воздействия мутагеном. Кроме того, серия работ Гершензона была одной из первых, в которых с особой остротой был поставлен вопрос о специфичности химического мутагенеза, о возможности получения «направленных» мутаций.
Новый этап в изучении химического мутагенеза мировая наука справедливо связывает с многочисленными работами И. А. Рапопорта (1946, 1947а, 1947в, 1948а, 1948б), который одновременно с Ауэрбах открыл сильное мутагенное действие целого ряда химических соединений. Намного превосходя по своей активности ионизирующие излучения, эти соединения не так грубо влияли на выживание обрабатываемых животных.
Изучение спонтанно идущего мутационного процесса позволило советской науке еще в 30—40-е годы выйти на передовые рубежи в понимании механизма возникновения мутаций. Было показано, что любые факторы внешней и внутренней среды, выводящие организмы из оптимального состояния, могут стать источником новых мутации. Индуцированным мутационный процесс оказался также статистическим и ненаправленным, как и спонтанный мутационный процесс, что подтвердило дарвиновские представления о «неопределенней» изменчивости. Тем самым был опровергнут мутационизм де Фриза и Коржинского, согласно которому мутации сами по себе создают новые виды. Это укрепляло положение о творческой роли отбора в эволюции. В то же время было доказано, что статистический и ненаправленный мутационный процесс у конкретных групп организмов находится под генетическим контролем, который обусловлен предшествующей эволюцией данной группы и который в определенной степени канализирует и ограничивает ее последующую эволюцию. Все это существенно углубило представления о закономерностях мутационной изменчивости как главном материале для действия естественного отбора.