Успехи эволюционной теории, генетики и экологии в 20—30-е годы породили принципиально новые взгляды на проблему вида.
В центр исследования вида была поставлена популяция как основная структурная единица вида. Изучение эколого-географическими и генетическими методами внутрипопуляционной и внутривидовой дифференциации привело к созданию микросистематики (часто именуемой теперь биосистематикой), составившей одну из основ современной политической концепции вида. В разработке этой концепции большая роль принадлежит советским ученым (Алпатов, Вавилов, Кашкаров, Розанова, Синская, Терентьев). Известный английский эволюционист Гекели отмечал, что разрабатываемые Вавиловым практические проблемы растениеводства привели к современным взглядам на эволюцию и систематику (Huxley, 1940, р. 8). В классической работе «Линнеевский вид как система» Вавилов уже в 1931 г. сделал попытку синтезировать генетические представления о виде с эколого-географическими и морфолого-физиологическими концепциями.
Значительные успехи были достигнуты в области макрофилогенеза. Изучение его закономерностей осуществлялось как путем совершенствования традиционных методов исследования (сравнительная морфология, эмбриология и палеонтология), так и путем разработки новых подходов на основе достижений генетики, феногенетики, механики развития, экологии, биохимии, палеобиогеохимии и др. Это позволило всесторонне исследовать не только филогенетические закономерности, но и вскрыть их причинную обусловленность.
В первой половине 30-х годов были завершены многолетние работы А. Н. Северцова (1931, 1934) по проблемам морфологических закономерностей эволюции, которые во многом предопределили все последующие исследования в этой области. Учение о филоэмбриогенезе позволило создать принципиально новое понимание взаимосвязи онто- и филогенеза, согласно которому разнообразные преобразования индивидуального развития (архалаксисы, девиации, анаболии) являются основой филогенетических перестроек. Столь же важным разделом учения о морфологических закономерностях эволюции стала разработка вопросов о модусах органообразования, о роли координаций и корреляций в преобразованиях органов в филогенезе и онтогенезе.