Целая программа исследований морфологических закономерностей эволюции была изложена А. Н. Северцовым (1912, 1914), во многом реализованная им и его учениками в последующее время (см. главы 21,23,25).
В речи на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей Северцов в 1910 г. сформулировал задачу построения теории филэмбриогенезов. Необходимо исследовать вопрос о том, «.. .каким образом и когда филогенетические приспособительные изменения в организации проявляются в индивидуальной жизни животных» (Соч., т. 3, с. 8—9). В работе 1912 г. эта задача выполняется им уже в значительном объеме и вводится понятие «филэмбриогенезы».
Вполне отчетливо формулирует Северцов мысль об основных направлениях эволюционного процесса: к общим филогенетическим закономерностям относится «соотношение между прогрессивной эволюцией, специализацией и регрессивной эволюцией» (там же, с. 239). Северцов выдвинул и положение о соотношении этих направлений как закономерной смене фаз в эволюции: после периода прогрессивной эволюции может наступить регрессивная фаза. В последнее время все большая роль в эволюции придается явлениям конвергенции и частичной полифилии. В этой связи интересно отметить, что еще в 1914 г. Северцов, подчеркнув ведущее значение дивергенции в эволюции, вместе с тем считал, что параллелизм и конвергенция распространены так же широко (там же, с. 278-279).
В начале работы «Современные задачи эволюционной теории» Северцов (1914) подводил итог предшествующему периоду и намечал пути дальнейших исследований. Многие эволюционисты 60—70-х годов прошлого века представляли себе дарвинизм в качестве вполне законченной новой теории. Но в дарвинизме, отмечал далее Северцов, следует видеть не мировоззрение определенной эпохи, а науку, которая сама должна постоянно развиваться. «Теперь, через пятьдесят лет, положение несколько изменилось.
Мы можем вполне оценить, как много было сделано в указанную эпоху исследования эволюционных вопросов, можем удивляться плодотворности работы означенной плеяды исследователей, <но мы также вполне сознаем, что решение многих вопросов поставило на очередь, целые ряды новых, интересных и важных задач и что от окончательного решения общего вопроса об эволюции мы еще очень и очень далеки» (1945, с. 218). Автор отчетливо представлял, какие горизонты открываются в решении как общих, так и частных проблем эволюционой теории. Вся деятельность Северцова и его школы в советский период явилась подтверждением того, что основные направления работы были ему ясны и сформулированы правильно еще в начале XX в.