Таким образом, можно с полным основанием констатировать, что систематизация фактического материала и выделение Коржинским характерных признаков наследственной изменчивости знаменовали собой начало нового этапа <в изучении этого фактора эволюции. Работы Коржинского и де Фриза объективно подводили генетическую базу под теорию отбора.
Повышенный интерес к одной из центральных проблем дарвинизма — борьбе за существование как причины эволюции — весьма характерная особенность развития эволюционной теории в России (Завадский, 1973; Галл, 1976). Отечественные эволюционисты внесли решающий вклад в разработку классификации форм борьбы за существование, выяснение роли перенаселения в эволюции, определение эволюционного значения отдельных форм и компонентов борьбы за существование, в том числе для выяснения таких вопросов, как механизмы воспалительных процессов (Мечников), причины смены сукцессий в лесных насаждениях (Коржинский, Морозов).
Критическому обсуждению подвергся вопрос о том, необходимо ли перенаселение для возникновения борьбы за существование. Положительно на этот вопрос отвечали Тимирязев (1865) и Бекетов (1873). Однако более глубокий анализ роли перенаселения в эволюции приводил к иному выводу. Мечников (1878) выдвинул аргумент, согласно которому из утверждения о необходимости перенаселения как предпосылки отбора должно следовать и заключение о прямой пропорциональной зависимости скорости эволюции от степени плотности населения, чего в действительности нет. Как показали более поздние исследования (Завадский, 1957), перенаселение не является необходимым условием борьбы за существование, оно может влиять на скорость и направление отбора.
Отечественными авторами выдвигались и оригинальные концепции причин эволюции. В этом отношении выделяются работы К. Ф. Кесслера и П. А. Кропоткина. Принципу конкуренции, как якобы разъединяющей организмы, Кесслер (1880) противопоставил «закон взаимопомощи». По его мнению, основу взаимопомощи составляет инстинкт размножения, с которым связаны все формы взаимоотношений между особями разных пород (от спаривания до заботы о потомстве). Существуют и многие другие формы кооперации животных (колонии насекомых, птиц, стадность у млекопитающих.). Попытка Кесслера представить взаимопомощь в качестве ведущего фактора эволюции нашла поддержку в работе Кропоткина (1890), который в основном повторил аргументацию своего предшественника.