Был выяснен селективный механизм поддержания невысокой численности популяций бабочек, подражающих несъедобным насекомым; оказалось, что их малочисленность является необходимым условием выживания, так как при большой численности исчез бы «эффект примеси» и птицы начали бы отличать имитаторов от моделей (Форд, Кеттлуэлл, Шеппард и др.).
Численность подобных видов регулируется летальными генами, концентрация которых бывает весьма высокой (гибнет до 60—80% зародышей в каждом поколении). Но именно эта постоянная высокая смертность является важной адаптацией вида. У многих животных и растений были обнаружены гены, летальные или снижающие жизнеспособность в гомозиготном состоянии, а в гетерозиготном — повышающие жизнеспособность, иммунитет, экологическую пластичность и другие важнейшие показатели (Тесье, Безигер, Калмус). Оказалось, что отбор часто сохраняет генетические системы, способные поддерживать состояние адаптивной гетерозиготности, и действует против гомозигот.
При изучении полиморфизма удалось выяснить роль отбора, поддерживающего постоянство численных отношений между различными формами в популяциях (Добржанский, Шеппард и др.). Но при известных условиях устойчивый (сбалансированный) полиморфизм может смениться переходным (транзитивным), при котором отбор будет способствовать преобладанию одной (или нескольких) форм над другими, вплоть до полной перестройки состава популяций (Форд и др.).
На конгрессе в 1949 г. в Италии, посвященном экологическим и генетическим факторам видообразования, в центре внимания находилась проблема естественного отбора. В ряде докладов было показано, что отбор имеет дело не с отдельными генами или признаками, а элиминирует только целые фенотипы недостаточной адаптивной ценности, развивающиеся на базе целых генотипов. Отмечалось, что у высокоадаптивных форм могут развиваться отдельные нейтральные или даже слабовредные признаки. Подробно обсуждалось положение о том, что генотип является целостной системой, постоянно интегрируемой естественным отбором, и критиковалось представление о генотипе как простой сумме независимых генов. Высказывалась мысль, что при образовании морфологически неразличимых, но репродуктивно изолированных популяций отбор охраняет морфологическую структуру как адаптивно особенно ценную, и дивергенция популяций идет только по физиологическим признакам. Участники симпозиума резюмировали, что естественный отбор всегда оказывается решающей причиной видообразования и общим направляющим фактором эволюции.