Из этого беглого перечня видно, что в центре всех исследований стояло изучение причин, вызывающих необратимые преобразования популяции, т. е. проблема детерминации процесса микроэволюции. В дальнейшем мы остановимся только на самых важных исследованиях в этом направлении.
Начало движения к синтезу генетики и дарвинизма в 20-е годы связано с работами С. С. Четверикова (1926) (см. подробнее гл. 8). Под влиянием его работ сложилась генетика популяции, сыгравшая важную роль в выработке теории микроэволюции. В главе 3 подробно освещаются те разнообразные направления эволюционно-генетических исследований в СССР, по которым осуществлялся синтез новейших данных генетики с теорией естественного отбора. Здесь же напомним только о некоторых главных зарубежных исследованиях.
Прежде всего следует выделить открытия, сделанные в области исследования наследственной изменчивости. В многолетних исследованиях по генетике львиного зева Э. Бауру удалось открыть новый класс мутаций — «малые мутации», ранее не регистрировавшиеся из-за слабого фенотипического проявления, главным образом физиологического действия (Baur, 1924). Баур пришел к выводу, что частота малых мутаций и их проявления вполне отвечают требованиям неопределенной изменчивости в понимании Дарвина и что видообразование — это процесс, основанный па накоплении естественным отбором малых мутаций. К таким же выводам пришли и генетики, изучавшие на дрозофиле и других объектах мутации по так называемым генам — модификаторам (М. Демерец, Ф. Добржан-ский, Р. Фишер, С. Харланд п др.).
Большое значение для понимания причин возникновения мутаций и опровержения автогенетических трактовок мутагенеза сыграло открытие многократного усиления интенсивности мутационного процесса у дрозофил под воздействием рентгеновских лучей (Miiller, 1927). Это открытие доказало изменяемость наследственных факторов под влиянием внешних условий и показало один из путей сознательного воздействия на интенсивность мутационного процесса. Если учесть, что для селекционной теории того времени большой трудностью были данные о малочисленности и спонтанности возникновения мутаций, о дезорганизующем эффекте большинства из них, то открытие индуцированного мутагенеза наряду ъ установлением факта насыщенности популяций рецессивными мутациями стало одной из основ синтеза генетики и дарвинизма.