Учитывая сказанное, все развитие эволюционной теории можно подразделить на следующие семь периодов.
Первый период — вторая половина XVIII—первая половина XIX в. — характеризовался постепенным накоплением разрозненных доказательств эволюционного процесса и формированием отдельных эволюционных представлений. В середине этого периода в 1809 г. была создана первая целостная концепция эволюции Ламарка (1935, 1937).
Второй период, начавшийся с опубликования «Происхождения видов» Дарвина (1859), следует оценить как время революционного перелома, связанного с утверждением эволюционной идеи в биологии, в течение которого борьба шла между сторонниками идеи постоянства видов и еще немногочисленными эволюционистами. Это был очень короткий период, длившийся примерно 5 лет. Со второй половины 60-х годов эволюционная идея уже практически полностью господствует в биологии, а рецедивы креационизма становятся редким явлением и уже не рассматриваются в рамках науки.
Третий период — с 1865 г. до конца XIX в. — отмечен распространением дарвинизма и других эволюционных концепций и борьбой между ними. На основе эволюционной идеи и исторического метода возникает целый комплекс наук эволюционной биологии (филогенетическая систематика, эволюционная морфология и анатомия, эволюционная эмбриология, эволюционная биогеография, эволюционная палеонтология). Идея развития из общей научной абстракции становится отправным пунктом множества конкретных исследований, превратившись в новый могучий руководящий метод научной работы биологов. Вместе с тем систематическое экспериментальное исследование отдельных факторов и движущих сил органической эволюции только начиналось. Биология XIX в. обладала еще очень скудными знаниями о генетической и экологической структуре вида, о внутривидовых отношениях и видообразовании.
Четвертый период, начавшийся с переоткрытия законов Г. Менделя (1900), продолжался более двух десятилетий и отличался крайней противоречивостью тенденций. С одной стороны, началось систематическое экспериментальное изучение отдельных факторов и движущих сил эволюции, а с другой — наметился кризис эволюционизма, столкновение новых данных и обобщений генетики не только с доктринами ламаркизма, но и с учением о естественном отборе. В эти годы произошло формирование фронта генетического антидарвинизма, а также резкое усиление нападок на дарвинизм со стороны неоламаркистских, неокатастрофист-ских и телеологических концепций эволюции.