pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Вклад ученых в эволюционную теорию

Вклад ученых в эволюционную теорию

 

Выбранная структура монографии обусловила и определенные трудности. При анализе вклада советских ученых в разработку той или иной проблемы эволюционной теории иногда приходилось обращаться к работам, которые под другим утлом зрения рассматриваются и в других главах.

Подобные повторы при всем стремлении свести их к минимуму оказались неизбежными. В противном случае был бы нанесен ущерб целостности отдельных глав, а ведь будут читатели, которых интересуют лишь отдельные проблемы и разделы эволюционной теории.

Для полноты и объективности исторической картины необходимо было рассмотреть мировой фон, на котором развивалась эволюционная теория в СССР, а также показать преемственность в исследовании современных эволюционных проблем с предшествующей их разработкой в России. Поэтому в монографию включены главы, посвященные этим вопросам.

Существенный вклад советских ученых в эволюционную теорию признается многими зарубежными авторами. Однако при рассмотрении истории ее формирования эти оценки не всегда носят объективный характер. Например, в создании современного дарвинизма (синтетической теории эволюции) активное участие принимали не два (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен), как отмечали Ф. Г. Добржанский и Э. Безигер (Dobzhansky, Boesiger, 1968), и не три (Н. П. Дубинин, Н. В. Тимофеев-Ресовский, С. С. Четвериков), как считает Дж. Симпсон (Simpson, 1949), а несравненно большее число советских биологов. При этом общий фронт исследований был чрезвычайно широк. Как свидетельствует содержание монографии, практически нет ни одной достаточно крупной проблемы эволюционной теории, которая не исследовалась бы советскими учеными.

Несколько слов о социально-экономических и идеологических условиях развития науки. Бесспорно, это очень важный вопрос. Крупные социальные, политические, экономические и культурные преобразовапия в нашей стране, явившиеся следствием Великой Октябрьской социалистической революции, в значительной степени способствовали успехам в разработке отечественными биологами проблем эволюционной теории. Создание мощной сети научно-исследовательских институтов биологического профиля, широкое применение методологии диалектического материализма в эволюционных исследованиях, включение дарвинизма в качестве обязательного предмета в программы биологических факультетов университетов и педагогических институтов — все это обеспечило надежный фундамент для развития эволюционной теории в Советском Союзе. Вместе с тем необходимо учитывать, что эволюционная теория, как и всякая другая наука, обладает собственными движущими силами и закономерностями развития, которые зачастую находятся в весьма сложных и опосредованных связях с общим фоном общественно-экономического развития. Главная задача данной монографии заключалась в изучении основных направлений и главных этапов развития в нашей стране эволюционной теории как науки.