Нет смысла пытаться выявить эти соотношения для всего класса насекомых арктической фауны, так как многие группы, в том числе процветающие в высоких широтах, невозможно разделить на плотоядных и растительноядных.
Это относится, например, ко многим двукрылым. Некоторые крупные группы, например чешуекрылые, вообще не содержат хищных форм. Для наших целей правильнее взять группы, содержащие как хищников, так и фитофагов. В этом плане наиболее показательны отряды клопов (Heteroptera) и жуков (Coleoptera).
В тундровой зоне распространены в основном представители двух семейств клопов - растительноядные Miridae и хищные Saldidae. Кроме того, в южных частях зоны встречаются единичные виды Lygaeidae с неясными кормовыми связями, хищные Anthocoridae и Corixidae. Крупнейшее семейство растительноядных клопов Miridae (в фауне Союза свыше 650 видов - Кержнер, Ячевский, 1964) представлено в Арктике примерно десятком видов. На американской арктической территории отмечено всего 8 видов (Danks, 1981). На Таймыре в пределах подзон типичных и арктических тундр мы отметили около 5 видов, на о. Врангеля - 2 вида (Хрулева, 1987). Они достаточно обычны до северной полосы подзоны типичных тундр (например, Orthotilus на Таймыре).
Семейство Saldidae по этим показателям как бы противоположно миридам. Это небольшое семейство (в СССР всего около 45 видов) в тундровой зоне представлено также примерно десятком видов. Особенно широко распространены такие характерные для высоких широт виды, как Chiloxanthus arcticus, Ch. stellatus, Calacanthia trybomi (Чернов, 1978; Danks, 1981; Хрулева, 1987). Виды Chiloxanthus достигают очень высокой численности в северной полосе тундровой зоны (Testa, MacLean, 1984; Чернов, 1984). Они обитают в основном на побережьях водоемов, но заселяют и зональные биотопы, в том числе пятнистые тундры, в которых оголенные грунты как бы имитируют привычный для них прибрежный биотоп с плотным грунтом. С. trybomi весьма характерен для различных сухих каменистых, щебнистых, лишайниковых участков на плакорах.
В самой северной полосе тундровой зоны, в арктических тундрах, мириды либо распределены локально и малочисленны, либо отсутствуют, тогда как сальдиды многочисленны и часто остаются единственными представителями полужесткокрылых. По примерным подсчетам, в палеарктической фауне Heteroptera в целом на долю хищных форм приходится не более трети видов, а в тундровой зоне они явно преобладают.