Последняя версия наименее привлекательна для биогеографов, но больше соответствует экологическому здравому смыслу.
Если проследить ход изолиний температур и радиационного баланса в Арктике («Атлас Арктики», 1985), то видно, что отдельные показатели летних тепловых условий на одних и тех же широтах сравниваемых секторов существенно различны. В Сибири на широте 70° среднеиюльская температура колеблется в основном от 10 до 12 °С, на северо-востоке Азии и в Америке на этой широте чаще всего 4-6°. На Чукотском полуострове, по которому проходит Северный полярный круг, среднеиюльская температура около 6-8°, такая же, как на Таймыре на 73-74° с. ш. Соответственно, аналогичные типы растительного покрова в сибирском и берингийско-американском секторах наблюдаются на весьма разных широтах. Например, на Таймыре арктические тундры развиты севернее 73° или даже 75° с. ш.
Остров Врангеля, относящийся к этой подзоне, расположен около 71° с. ш. В американском секторе арктические тундры с характерными для подзоны величинами годового радиационного баланса 5-10 ккал/см2 и среднеиюльскими температурами около 3-5 °С опускаются даже до 65° с. ш. (Александрова, 1977; «Атлас Арктики», 1985). Ранее неоднократно подчеркивалась необходимость учитывать эти неоднозначные соотношения климатических условий с широтным и зональным положением местности при анализе распределения групп организмов и сообществ в высоких широтах (Шварц, 1963; Downes, 1964; Чернов, 1975).
Естественно, что территории, сходные по характеру живого покрова на плакорах, но расположенные в разных широтах, должны различаться определенными элементами климата. В большинстве районов заполярной Америки по сравнению с соответствующими широтами Сибири холоднее лето, ниже величина радиационного баланса, вследствие чего развиты более «арктичные» варианты ландшафтов. Но по сравнению с аналогичными ландшафтами Сибири там все же выше величины ряда параметров радиационного режима, например продолжительности солнечного сияния («Атлас Арктики», 1985).
Тепловые условия конкретных территорий зависят как от радиационного режима, так и от различных ландшафтных особенностей. Так, для о. Врангеля принята среднеиюльская температура около 3 °С («Атлас океанов», 1980; «Атлас Арктики», 1985), что в общем соответствует условиям его побережья. Между тем в межгорных котловинах центра острова, где наблюдаются гораздо более «южные» варианты растительности и животного населения (по устному сообщению М.С. Стишова), среднеиюльская температура, по предварительным измерениям, достигает 10° (Сватков, 1970), т.е. почти тех же величин, которые характерны для таких широт на Таймыре.